27 сентября 2007 года Минюст зарегистрировал приказ Минтранса от 28.06.07. № 82 об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Новые ФАПы направлены на совершенствование обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. В частности, в полной мере раскрыт принцип Варшавской конвенции о том, что утрата или неправильность оформления билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки. В соответствии с новыми правилами, если билет был объявлен пассажиром утраченным либо неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира. Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик обязан принять пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.
Правила устанавливают обязанность перевозчика предоставлять пассажирам полную и достоверную информацию об условиях воздушной перевозки на всех ее этапах, определяют требования к обслуживанию пассажиров в аэропорту и на борту воздушного судна. Согласно статье 103 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, указанные в билете. Необходимо помнить, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов. При этом причина задержки должна быть документально подтверждена.
При задержке или отмене рейса, в соответствии с пунктом 99 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», перевозчик обязан организовать для пассажиров следующие бесплатные услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; - два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.
Статья 120 Воздушного кодекса устанавливает ответственность за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения. Перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы и независимо от причин задержки или отмены рейса - неблагоприятные метеорологические условия, технические проблемы и любые другие.
Необходимо отметить, что согласно новым правилам указанные услуги будут предоставляться пассажирам не только регулярных рейсов, но и чартерных рейсов, т.е. лицам, купившим турпутевку и следующим на отдых.
Если рейс чартерный – основную ответственность за перевозку туристов перед клиентом, согласно закону «Об основах туристской деятельности» несет туроператор. Если регулярный – авиакомпания.
Авиакомпания не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение или отказ от исполнения воздушной перевозки пассажиров, поскольку услугу по перевозке оказывала туристическая фирма. Авиакомпания в данном случае предоставила воздушное судно по договору фрахтования и несет, в свою очередь, ответственность перед турфирмой, заказавшей рейс.
Все вышеперечисленное не лишает туриста права – в соответствии с п. 5 ст. 20 закона «О защите прав потребителей» – требовать с перевозчика еще и неустойку в размере 3% цены перевозки за каждый день (час, если срок определен в часах). Но сумма неустойки не может превышать цену билета.
В случае если по вине перевозчика турист несет убытки – не попадает на стыковочные рейсы, за свой счет оплачивает гостиницы, вынужден купить новый авиабилет и пр., он может потребовать возмещения за счет перевозчика, но только по решению суда. Сложность рассмотрения подобных дел заключается еще и в том, что, согласно ст. 30 Гражданско-процессуального кодекса РФ, иски к авиакомпаниям предъявляются по месту регистрации перевозчика. То есть, если авиакомпания зарегистрирована не в том городе, где живет истец, подать в суд по месту жительства, даже если там зарегистрировано представительство авиакомпании, он не может.
Куда надо обращаться, если перевозчик игнорирует новые правила? В Росавиации круглосуточно работает телефонная "горячая линия"(495) 155-53-73, обещали реагировать оперативно. Получат ли пассажиры компенсацию, если им не обеспечили нормальные условия при задержке рейса? По идее, да. Но если с авиакомпанией не удается мирно договориться, надо обратиться в суд. За обиженного туриста это должна сделать туристическая компания.
От количества таких исков напрямую будет зависеть имидж авиакомпаний. Новые правила в первую очередь призваны дисциплинировать компании, заставлять их так работать, чтобы задержки вылетов свести к минимуму. Они должны четче планировать расписание полетов, внимательнее следить за техническим состоянием самолетов, не брать на себя завышенные обязательства по чартерным рейсам. Не смогут так работать - придется тратить средства на горячее питание и гостиницу для пассажиров. Но эти расходы не входят в стоимость билета, а являются обязанностью компании-перевозчика. Крупные авиакомпании уже давно работают по таким правилам, и это не влияет на цену билета.