РСТ и РГУТИС назвали пять трендов ближайшего туристического сезона

Выездной поток в этом сезоне вряд ли восстановится в объеме, аналогичном 2019 году. Наступающий сезон вновь пройдет под знаком внутреннего туризма, его новых трендов, а также активной подготовки к реализации национального проекта по развитию туризма. Об этом на пресс-конференции 25 февраля рассказал президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев.

По словам Андрея Игнатьева, восстановление сферы туризма потребует перезагрузки туристических направлений, преобразования всей туриндустрии, а также более активного применения цифровых технологий, в том числе, в сфере продаж. На этом фоне, как полагает президент РСТ, туроператоры и турагенты «не потеряются», а, напротив, приобретут дополнительный вес.

«В нынешних условиях туроператоры и турагенты получили новый шанс, поскольку становятся центром компетенции путешествий. Они будут вновь востребованы клиентами, потому что, как показала практика, организованные туристы в условиях нестабильности оказываются более защищенными. Напомним, в прошлом году государство вывозило россиян из других стран с марта до сентября, а турбизнес организованно вывез всех своих туристов в течение трех недель после закрытия границ», – сказал г-н Игнатьев.

Такой же вывод, по его словам, можно сделать и по результатам исследования, проведенного в рамках сотрудничества РСТ и Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС). «Были собраны мнения ведущих профессионалов отрасли о развитии туризма в ближайшее время, а также собственная аналитика РСТ. Исследование четко показало новые тренды», – заметил Андрей Игнатьев.

Первый тренд – путешествия становятся все более индивидуализированными. И в связи с этим растет востребованность таких видов отдыха, как приключенческий, гастрономический, медицинский туризм.

Второй тренд касается растущей роли организованного туризма как наиболее защищенного. Тренд номер три – спрос на безопасность. Туристы серьезно озабочены вопросами выполнения санитарных норм, безопасности на отдыхе и в пути.

Четвертый тренд – уменьшение глубины продаж. Прежде это было два-три месяца, а некоторые категории туристов, например, горнолыжники могли бронировать туры за год. Сейчас средняя глубина не превышает двух-трех недель максимум, что требует от бизнеса нового подхода к организации продаж.

Пятый тренд – потребность в профессиональных кадрах, акцент на обучение и переподготовку. От работы менеджеров в турфирмах, персонала гостиниц, гидов, транспортников зависит судьба всей индустрии.

Это особенно важно, учитывая разрабатываемый сейчас национальный проект развития туризма в России. «Согласно проекту, как это прозвучало на совещании у вице-премьера Дмитрия Чернышенко, количество рабочих мест в туризме вырастет почти вдвое – с 2,5 млн в 2019 году до 4,2 млн – к 2030 году», – отметил г-н Игнатьев.

Чтобы соответствовать новым вызовам, РСТ и РГУТИС подписали соглашение о создании Всероссийского центра туристического образования, который, в том числе, займется переподготовкой, повышением квалификации и дополнительным образованием в сфере туризма.

Основной упор будет сделан на внутренний туризм. Перспективы массового выездного туризма пока непонятны. Планы многих стран зависят от решения ими эпидемиологических вопросов. Всемирная организация здравоохранения говорит о победе над вирусом не ранее конца нынешнего года. Турпоездки в различные страны есть и сейчас, но о массовом туризме говорить все еще преждевременно. «Раньше было по10-15 чартерных рейсов в Турцию в день из регионов, например, из Екатеринбурга. На такие объемы мы, наверное, уже в этом году не выйдем. Повторить 2019 год не получится. Поток за рубеж будет меньше из-за нестабильной эпидемиологической обстановки», – считает г-н Игнатьев.

Совместное исследование РСТ и РГУТИС, по словам его ректора Александра Федулина, показало, что именно внутренний спрос станет главным драйвером 2021 года.

«Согласно нашем опросу, только 23% экспертов считают, что выездной поток в 2021 году может увеличиться, – сказал он. – 16% полагают, что он останется на прежнем уровне, остальные говорят о росте внутреннего спроса».

На увеличение внутреннего потока указало более 83% опрошенных. Лишь около 9% считает, что он в 2021 году снизится, и 7,5% полагают, что он сохранится на уровне 2019 года.

Еще одной тенденцией 2021 года станет развитие самостоятельного туризма. «Это нужно учитывать и турбизнесу», – говорит г-н Федулин. Интересно, что растет запрос на поездки личным транспортом (более 50%), а на самолет и поезд – снижается. Это, скорее всего, продиктовано не столько экономией, сколько соображениями безопасности путешествия, стремлением к собственному, более защищенному пространству.

Светлана Ставцева, RATA-news

Фото: Express-novosti.ru