10 лет. Цунами. Как это было...

10 лет назад в ночь с 25 на 26 декабря 2004 года мы провожали первый новогодний рейс. Открывалась короткая праздничная чартерная программа в Таиланд из Новосибирска. Начинал эстафету  Пхукет...

В зимнем сезоне 2004-2005 годов из Новосибирска не было длинных зимних цепочек на Пхукет. Рейсы набирались на школьные каникулы - осенние и весенние, и, конечно же, на Новый год и зимние каникулы. Никакого демпинга не было, люди своевременно покупали туры. У нас даже сложилась традиция - к моему дню рождения (конец ноября) все наши блоки мы закрывали и декабрь жили спокойно. 

Когда появились непрерывные чартерные программы с осени до весны, эти сроки стали постепенно сдвигаться, сначала к 10 декабря, потом к 20 декабря. Но горящих туров на Новый год до сезона 2008-2009 года не помню.

Между прямыми рейсами на каникулы и праздники наши туристы вполне успешно летали Узбекскими авиалиниями через Ташкент, и не только в Бангкок, но и в Куала Лумпур. 

И вот, мы плодотворно поработали. К 25 декабря у нас, как всегда, были оплачены все услуги зарубежным партнерам и авиакомпаниям по праздничным рейсам. 

Первым стартовал рейс на Пхукет авиакомпании "Сибирь" (ныне S7 Airlines). 

Воскресным утром 26 декабря часов в 11 я села смотреть новенький плазменный телевизор, купленный накануне.

Что случилось в странах Индийского океана в эту ночь, мы узнали почти одновременно из выпуска телевизионных новостей и разрывающихся мобильных телефонов. 

Совершенно не кстати оказался отключенным за неуплату  домашний телефон (правда, было некогда!), поэтому во всех ближних и дальних киосках были скуплены карты для пополнения сотовых телефонов.

В тот самый момент, когда мы узнавали, что произошло подводное землетрясение у берегов Суматры в Индонезии, которое вызвало цунами, мы не осознавали, какая произошла трагедия.

Отрезвили упоминание в новостях острова Пхукет, куда мы несколько часов назад отправили наших туристов, и первые звонки барнаульских турагентств, которые всегда отличались наиболее внимательным отношением к своим клиентам, потом присоединились волнующиеся новосибирские и томские турагентства.

Вот пишу, а у самой ком к горлу и мурашки по телу. Реально было страшно! Разрушительное Измитское землетрясение 1999 года в Турции не коснулось наших туристов, они узнавали об этом от волнующихся родственников, потому что турецкое телевидение не смотрели, а наше тогда еще не было так распространено в отелях.
Здесь же картинка складывалась быстро, и масштаб трагедии быстро вырисовывался.

Не смогу вспомнить поминутно, но до позднего вечера мы были на связи с нашим тайским партнером, турагентствами и туристами.

Попробую без лишних слов восстановить картину.

Рейс вылетал примерно в час ночи. Большой Ил-86 был заполнен полностью, поэтому на маршруте была предусмотрена техническая посадка в Китае (обычно часа 1,5 без выхода из самолета). Примерно 4 часа до техпосадки и потом еще около 4 часов полета.
И вот уже в Китае летчикам сообщили, что произошло. 

Так случилось, что именно самолет "Сибири" первым прилетал в эту ночь на Пхукет из России. Никто не понимал до конца произошедшего. Для справки загляните в Википедию и посмотрите грустный ролик, который напоминает нам о том дне. 

Командир экипажа принял решение совершить посадку в аэропорту У-Тапао (в 50 мин езды от Паттайи).

Именно с того момента, когда самолет с нашими туристами приземлился в Паттайе, и началась наша связь со всеми партнерами и туристами.

Традиционно на рейсе были туристы (около 340 человек) нескольких местных туроператоров - "Акриса", "Гларус-Тура", "Глобус-тура", "БП "Гран-Тур", "Капитана Гранта", "Олимпии-Райзен", "Полярной звезды" "Сиата", "Скатта", ТА АК "Сибирь". Может быть, кого-то забыла или на этот рейс лишних приписала, но обычно у нас была такая компания.

Что же происходило в У-Тапао? 
Все туристы находились в самолете и вели переговоры со своими фирмами. Одна единственная тайская фирма "Travel Thru" (уже несколько лет этой компании нет на рынке) каким-то непонятным образом проникла в самолет и начала выводить туристов одного из новосибирских туроператоров из самолета для размещения в Паттайе. Все мы имели примерно равное количество мест - +/-30 человек.
Другим же тайским фирмам не разрешили ничего делать и заходить в самолет. Командир экипажа принял решение лететь на Пхукет и более 300 человек первыми приземлились там днем 26 декабря.
Потом уже мы слышали, что за это авиакомпании было сделано серезное нарекание, после чего следующий рейс 4 января на Пхукет был отменен.

Да, возможно, не было необходимости долетать до Пхукета. Это был первый рейс, никого не надо было везти обратно. Тогда у нас еще были, так называемые, отстойные рейсы - самолеты стояли и ждали туристов, экипаж отдыхал вместе с туристами, теплые вещи все оставляли на своих местах. 
Во время трагедии на Пхукете у нас отдыхало всего 2 новосибирских туриста, которые прилетели в Таиланд через Ташкент.

Но случилось то, что самолет все-таки приземлился на Пхукете. Говорят, картина была печальная - аэропорт в воде, гиды отказывались ехать в аэропорт на встречу.

Практически сразу всем туристам было предложено вернуться в У-Тапао и продолжить (за свой счет) отдых в Паттайе. Кто-то согласился, но все наши туристы решили остаться на острове.
Самолет сразу же улетел на отстой в У-Тапао.

Основная масса наших туристов направлялась на отдых в отели пляжей Ката и Карон. На Патонге должны были отдыхать только 2 туриста. Как правило, на Патонге мы предлагали Duangjitt. Там были и те двое, которые оказались в эпицентре цунами, туда же должны были отправиться и вновь прилетевшие.
И хотя отель выстоял, так как расположен на второй линии, но все-таки Патонг принял один из основных ударов стихии. Как ни объяснял гид, что ехать туда не надо, как ни уговаривал, туристы требовали отвезти их в отель. После того, что они увидели, они согласились на отель в Пхукеттауне и позже воспользовались предоставленной возможностью улететь домой с Пхукета через Бангкок.

Остальные же продолжили отдых, как я уже упомянула, на Кароне и Ката, которые меньше всего пострадали. Наш любимый Kata Thani, конечно, подмочило, но вода отступила, и отель продолжил работу.

В одном из репортажей по центральному телевидению даже показали группу наших сибирских туристов, купающихся в море, которым было ничего не страшно, ведь все уже прошло, а +30С, без сомнения, лучше, чем -30С. Трудно было принимающим фирмам, которые разрывались между теми, кто хотел отдохнуть, раз прилетел, и между теми, кто хотел все-таки уехать обратно.

Безмятежный отдых и трагедия соседствовали рядом. Больше всего погибло скандинавов, точнее шведов. Оперативный штаб был организован на территории отеля "Pearl Village" (ныне "Indigo Pearl").

Россиян спасло то, что Пхукет тогда не стал еще массовым направлением, не было чартерных цепочек, а наш самолет прилетел уже после катастрофы. Наши туристы не пошли рано на пляж, а когда пошла волна, побежали наверх по лестнице, в то время, как иностранцы стали спускаться вниз, пытаясь убежать. 

То ли слишком мало было наших туристов на Пхукете, то ли то, что мало погибло, по сравнению с другими (около 10 человек), но самолет МЧС прибыл только 30 декабря, хотя потом встречались отчеты об очень оперативной работе. С такой оперативностью сложно согласиться, европейцы же среагировали моментально.

А нам предстояло решать проблемы с отдыхом туристов, которые должны были вылететь на Пхукет 4 января следующим рейсом.
Однако, АК "Сибирь" сняла рейс. Ситуация была не простая, так как Таиланд не признал форс-мажор, хотя факт был очевидным. И все мы оказались в ситуации, когда в одностороннем порядке по решению авикомпании мы отменяли тур туристам, точнее вносили существенные изменения. Большинство туристов согласилось на перенос отдыха в Паттайю, заплатив за проживание снова, и совсем небольшая группа полетела в У-Тапао, а затем внутренними рейсами добиралась до Пхукета.

Были и те, кто отказался и требовал немедленно вернуть деньги.
Таких было немного, но очень дорогих клиентов. И тут мы столкнулись с проблемой, что оказывается, наш принцип работы "платить партнерам сразу и до начала тура" (были научены дефолтом 1998 года) стал работать против нас. Те, кто оставил платежи на последние  предновогодние деньки, оказался в более выигрышной ситуации, когда сразу вернул деньги клиентам, а мы не могли этого сделать сразу, так как все и всем было уже оплачено. 

Естественно, мы выслушали от одного клиента, который побоялся лететь на Пхукет, какие мы бессовестные, а "вот другие сразу возвращают". Клиент обиделся и уехал не с нами на... Маврикий. Видимо, там было не страшно.
Деньги мы ему, конечно же, все до копеечки вернули, как и другим туристам тоже, которые повторно оплатили свой отдых - теперь уже в Паттайе. 
Тайские отели за аннуляцию не выставляли штрафов, соглашались на перенос дат (а это одна из возможностей при форс-мажоре, если она есть - перенести дату оказания услуги).

А Duangjitt умудрился даже предъявить нашей принимающей фирме претензию о том, что туристы... не сдали ключи от номера.

Уже в феврале народ снова потянулся в Таиланд через Ташкент, а мы смогли зачитывать за них деньги, которые остались в Таиланде и не пропали. Да, кому-то из наших коллег не повезло - были и сбежавшие тайские фирмы.
АК "Сибирь" вернула наш миллион рублей за не уехавших туристов только в феврале 2005 года.

Результатом этого стихийного бедствия стало практически полное отсутствие спроса на Таиланд. Некоторые боялись ехать даже в Паттайю, хотя географически до этого курорта волны Индийского океана никак не могли бы добраться. И мы все вынуждены были снять цепочку в У-Тапао на «Красэйр».

Спрос на тайском направлении не восстановился даже к весенним каникулам, и туристы полетели на отдых на прямом рейсе в Шарм эль Шейх (Египет).

В июне 2005 года Тайское Управление по Туризму организовало специальный фам-трип для работников туризма и прессы. На Сибирь квота составляла 20 человек (из 80), наша фирма также была приглашена к участию в этом мероприятии. 

Сначала мы посетили туристическую выставку в Бангкоке, а потом всем нам было предложено выбрать еще одно направление, которое мы хотели бы посмотреть дополнительно. Небольшая группа поехала в Камбоджу, но подавляющее большинство выбрало Пхукет и провинцию Краби. 

Нам было важно увидеть, что из себя представлял Пхукет через полгода после трагедии. И, надо сказать, что Патонг произвел впечатление вполне готового к приему туристов - он был практически полностью восстановлен, кое-где изредка зияли дыры вместо маленьких магазинчиков, на въезде в Патонг с Карона было несколько огромных куч мусора, как раз в том месте, где раньше был аттракцион "Ужасы Патонга". Тогда мы подумали, что это развлечение больше не возродится. Но, оказалось, что оно просто сменило место расположения.

Пхукет образца июнь 2005 года:

На южной окраине Патонга

 

пляж Патонг

1-я линия на Патонге готова в разной степени:

Где-то уже во всю торгуют

Где-то еще идут восстановительные работы

Где-то еще не начинали, но собираются

Бангла восстановленная

Теперь на пляжах есть указатели с путями эвакуации

Вот такая была страница в истории современного туризма. 

Природные катаклизмы пострашнее любого экономического кризиса. Страшнее может быть только война.

Поэтому хочу пожелать всем в это сложное время правильных решений, терпения, и, главное, чтобы вы и все ваши близкие, друзья, знакомые были живы и здоровы, и был мир во всем мире в Новом 2015 году! 

http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0...

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Апрель 22, 2024 - 12:25

Исторический подземный комплекс «Гора Филина» приглашает любителей путешествий, ценителей истории и величественной карельской природы на свою удивительную территорию.

 

Апрель 15, 2024 - 17:55

Специалистам туристских компаний крупных городов Северо-Запада расскажут о возможностях для путешествий в Санкт‑Петербург. С 22 по 25 апреля в Череповце, Вологде, Архангельске и Мурманске пройдет серия выездных презентаций «Добро пожаловать в Санкт‑Петербург!».

 

Апрель 12, 2024 - 17:06

Вскоре в Израиле начнет действовать туристический проект Gate Pass, цель которого – сделать поездку туриста еще более комфортной и приятной.

 

Апрель 12, 2024 - 16:38

Петербуржцы смогут звонить в МФЦ бесплатно. В Петербурге успешно реализован проект подключения «горячей линии» центров госуслуг к бесплатному телефону «122».