Туроператоров нет, а их деньги в фондах так и остались не распечатаны. Альянс туристических агентств (АТА) обратился в Ростуризм с предложением возместить убытки туристам двух туроператоров («Юникорн»,«Инфлот Круизы и Путешествия») за счет их фондов персональной ответственности (ФПО) в «Турпомощи». Соответствующие письма 2 декабря направлены в Федеральное агентство и имеются в распоряжении TourDom.ru.
В общественной организации подчеркивают, что обе компании имеют долги за не состоявшиеся в 2020 году туры, однако не исполняют требования постановления Правительства РФ № 1073. По состоянию на 1 декабря выплаты туристам не производятся. Туроператоры были исключены из федерального реестра в связи с истечением срока договора страхования гражданской ответственности. Поэтому туристы не имеют законного основания обратиться за возмещением к страховой компании. Есть еще фонд персональной ответственности, который туроператоры обязаны формировать на счетах ассоциации «Турпомощь». В АТА считают возможным использовать эти накопления для выплат туристам.
На прошлой неделе завершился конкурс маршрутов для «Туристической витрины Санкт-Петербурга». Победителей определили профессиональное жюри и интернет-пользователи, которые приняли участие в открытом голосовании. Мы уже познакомили вас с победителем конкурса – им стала Валерия Дроздецкая с проектом «Аудиоэкскурсии в телеграм-боте».
Впрочем, вряд ли Ростуризм сможет повлиять на ситуацию здесь и сейчас. Как поясняет учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, Федеральное агентство не вправе своим прямым указанием распоряжаться деньгами фонда. «Турпомощь» также не может вскрыть ФПО, поскольку компании не объявили о прекращении своей деятельности. Такой порядок обусловлен статьей 11.6 ФЗ-132, в ней указано: «При прекращении туроператором деятельности в сфере выездного туризма денежные средства фонда персональной ответственности такого туроператора подлежат возврату туроператору при условии выполнения им всех обязательств перед туристами по заключенным договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма».
Получается, что фонд, призванный покрыть персональную ответственность туроператора по задолженностям перед клиентами, не может быть задействован, если прекращение его деятельности произошло по технической причине – из-за истечения срока страхования. «Здорово получается, – комментирует эксперт для TourDom.ru. – Все умывают руки, нет никаких скандалов, подсчетов объема невыполненных обязательств, комментариев от Ростуризма – вариант тихих банкротств оказался выгодным для всех сторон, кроме, конечно, потребителей».
«Сейчас у туриста по закону есть только возможность в судебном порядке истребовать деньги. Либо вставать в очередь кредиторов, если туроператоры будут признаны банкротами», – комментирует Георгий Мохов.
Прецеденты способа ухода с рынка «Юникрона» и «Инфлота» подтверждают отсутствие действующего механизма защиты потребителей, на что неоднократно указывали и страховые компании, и эксперты в сфере туризма. Очевидно, дирекция АТА привлекает внимание федеральных ведомств к несовершенству законодательства, так как подобные ситуации в конечном счете приводят к репутационным потерям для оставшихся участников рынка.
Фото tourdom.ru