16 икон по образцам XVIII века воссоздали для придворной церкви Ораниенбаума

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 г.  За долгую историю этой загородной резиденции внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз. Пока наконец ее облик окончательно не сложился к концу XVIII века. В то время стены храма были украшены головками херувимов, выполненными по проекту самого Антонио Ринальди, лепными гирляндами и декором, который служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов.

По оценкам специалистов, стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с иконостасами Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

До 1921 года церковь оставалась действующей. Но уже в 1930-е годы, когда Большой Меншиковский дворец был передан гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшую дворцовую церковь переоборудовали под мастерские и ее внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Как рассказала ведущий специалист ГМЗ "Петергоф" Мария Павлова, в архивах сохранилось буквально несколько десятков фотографий, свидетельствующих о былой красоте храма. Да и не все из них настолько четкие, чтобы послужить образцом для воссоздания утраченных образцов искусства. Поэтому мастера, взявшиеся за работу, погрузились в архивы и стали внимательно изучать исторические документы, технику исполнения и аналоги второй половины XVIII века.

Преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Филипп Бобров рассказал, что найти профессионалов, которые могли бы выполнить работу по воссозданию икон, было непросто.

"Современное искусство слишком далеко ушло от стилистики XVIII века, и найти тех, кто мог бы близко подойти к мастерам того времени, было трудно", – признался он.

Всего над воссозданием картин трудились восемь мастеров.

"Иконы создавались самыми разными художниками, среди которых нет двух одинаковых людей. Но нам удалось выполнить все работы в едином силе", – отметил Филипп Бобров.

Как уже законченную работу водворяли на ее законное место, удалось увидеть и журналистам. Двое рабочих поднялись на леса и повесили воссозданную икону "Богоявление" в простенок между окнами второго яруса.

Как подчеркнул главный архитектор ГМЗ "Петергоф" Сергей Павлов, абсолютно точно воссоздать утраченные элементы декора, конечно, невозможно. А вот сохранить стиль и вернуть в храм дух того времени – вполне по силам.

Этому, кстати, способствуют и те подлинные детали, которые, в соответствии с Венецианской хартией, были законсервированы и сохранены в неприкосновенности.

Среди удивительных находок реставраторов – фрагмент первоначальной стенной росписи "живописным письмом", относящийся ко времени постройки павильона в 1720-х годах. Фриз среднего яруса, где удалось раскрыть лепной декор, и даже карандашные прорисовки самого Антонио Ринальди, окончательно определившего облик интерьера ораниенбаумской церкви в конце XVIII века.

Как рассказала генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, в дальнейшем планируется воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма. Это восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.

Елена Кальницкая добавила, что, если все пойдет по плану, работы в ораниенбаумской придворной церкви будут закончены нынешним летом.

Предполагается, что саму церковь можно будет посещать только в теплое время года, так как в ней необходимо поддерживать определенный температурный (3-5 градусов по Цельсию) режим. Посмотреть ее экскурсанты смогут через стеклянную дверь. А вот увидеть исторические документы, познакомиться с этапами реставрационных работ они смогут в любое время года. Так как в соседнем с храмом зале планируется разместить тематическую выставку.

"Два года у нас ушло на то, чтобы воссоздать этот удивительный ансамбль. Эта работа для нас важна тем, что мы впервые используем современный принцип музейного экспонирования и планируем открыть здесь мультимедийную экспозицию об истории храма", – сказала Елена Кальницкая. Она также подчеркнула, что "один раз в год тут будут проходить богослужения".

Марина Алексеева

Фото Vk.com

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Безопасность»

Март 4, 2025 - 15:04

Российская интернет-энциклопедия РУВИКИ в партнерстве с экспертами Альянса по защите детей в цифровой среде создали раздел о детской безопасности, где собраны материалы об угрозах и осознанном поведении в интернете.

 

Февраль 26, 2025 - 03:08

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в соответствии с положениями Международных медико-санитарных правил (2005г.) (далее — ММСП (2005 г.) желтая лихорадка (далее - ЖЛ) остается единственным заболеванием, требующим проведения вакцинации при въезде в страны, в которых существует риск заражения этим заболеванием.

 

Февраль 12, 2025 - 12:00

 Укусы рыб, падение с квадроцикла или велосипеда, неосторожное ныряние стали причинами самого затратного лечения травм, которые получили российские туристы за границей в прошлом году, выяснили «Известия», опросив страховые компании.

 

Февраль 11, 2025 - 09:39

Система видеонаблюдения вокруг зданий Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге усовершенствована за счет установки новых камер.