17 мая Русский музей открывает грандиозную и исключительную в своем роде выставку «Жизнь замечательных собак», посвященную присутствию верных домашних животных в русской жизни и в русском искусстве.
До этого момента в России данная тема еще ни разу не становилась источником вдохновения для такой масштабной выставки. Шедевры и менее известные широкому кругу зрителей произведения XVIII – XXI веков будут представлены в Мраморном дворце и займут все его пространство.
В состав выставки войдут более 400 произведений из собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Российского государственного музея Арктики и Антарктики и других музеев, галерей и частных коллекций.
Собаки – постоянные спутники человека, герои истории, повседневности и художественного творчества. Выставка «Жизнь замечательных собак» рассказывает об их роли в русском искусстве – от академической живописи XVIII века до смелых экспериментов современности. Среди экспонатов – произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, фотографии. В экспозиции представлены самые разнообразные жанровые, историко-культурные, приключенческие и прочие сюжеты.
Сегодня вывеска Dog friendly – знак открытого и теплого отношения к питомцам – все чаще появляется в общественных пространствах. В России эта традиция имеет свои корни: уже при Екатерине II собаки были любимцами и любимицами высшего общества. Так, на картине Михаила Щеточникова «Парадная лестница» среди роскоши интерьеров Академии художеств изображена левретка. Она свидетельствует о присутствии собак во всех сферах петербургской жизни, включая искусство.
Еще в первые годы существования Академии художеств был создан класс «живописи зверей и птиц», основанный Иоганном Фридрихом Гроотом. Собаки, разумеется, стали одними из самых частых персонажей в произведениях художников. В каждом образе передавались те черты питомца, которые были особенно важны для заказчика картины, а стремление понять и показать внутренний мир собаки стало задачей уже следующих поколений русских мастеров.
Картина Владимира Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царском селе» сильно отличается от других портретов императрицы, где она показана как могущественная правительница – Победительница, Законодательница, Просветительница. Боровиковский изобразил Екатерину совсем иначе: как человека, ценящего уединение, природу, тишину и простые человеческие чувства. Вместе с ней на картине изображена левретка – тонкая и грациозная собака-компаньон, чей образ акцентирует атмосферу частной жизни.
Отдельное внимание на выставке «Жизнь замечательных собак» уделено охоте как ключевой теме в русском искусстве XIX века. Для художников того времени охота была не просто сюжетом, а образом живого взаимодействия человека и природы. Охоте посвящены работы Александра Орловского, Николая Сверчкова, Алексея Кившенко, а также мастеров XX века – Бориса Угарова, Александра Герасимова и других.
С приходом XX века и эпохи авангарда собака не исчезает из сферы творчества – наоборот, переходя из одного художественного направления в другое, образы собак сохраняют свою суть: эмоциональную, живую, понятную каждому. Недаром кафе «Бродячая собака» в Петербурге стало центром притяжения поэтов, художников и мыслителей своего времени.
Среди главных шедевров выставки – произведения, в которых образ собаки становится важной частью художественного замысла. Это и торжественный «Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной», родственницы Петра I, где впервые в русском искусстве мы видим изображение комнатной собачки, и знаменитый «Завтрак аристократа» Павла Федотова, где облик пуделя является превосходной пародией на главного героя сцены. Особое место занимает «Портрет графа Феликса Юсупова» кисти Валентина Серова, где животное помогает раскрыть образ владельца и приблизить его к зрителю. В XX веке изображение собак по-прежнему остается важнейшим художественным мотивом – в «Портрете В. В. Рождественского» Петра Кончаловского и в тонкой графике Анны Остроумовой-Лебедевой, посвященной ее бульдогу Бобби. Эти произведения – не просто элементы экспозиции, а ее подлинные жемчужины, представляющие богатство тем и художественных решений, вдохновленных образами собак.
К выставке «Жизнь замечательных собак» были отреставрированы 17 произведений, созданных из металла. Особый интерес представляет бронзовая скульптура, изображающая Сергея Витте с сеттером, созданная Павлом Трубецким. Экспонат поступил в музей в 1902 году от первого управляющего Русского музея, великого князя Георгия Михайловича, с IV выставки журнала «Мир Искусства». Также реставраторы Русского музея вернули экспозиционный вид «Голове собаки» работы советского скульптора Нины Зеленской 1934 года.
Специально для выставки были созданы произведения Анатолия Белкина, Саши Браулова, Константина Решетникова, Антонины Фатхуллиной, Сергея Хеато и Владимира Net – художников, по-новому осмысляющих образ собаки в современном искусстве и предлагающих зрителю свежий, неожиданный взгляд на ее роль в культуре и повседневности.
Выставка продлится до 10 ноября 2025 года.
Фото Rusmuseum.ru