Исполнительный директор Bulgaria Air Янко Георгиев на спешно созванной пресс-конференции объявил, что авиакомпания 23 сентября вывезет из Бургаса в Россию туристов туроператора «Алма тур СПб» без какой-либо доплаты со стороны пассажиров. Таким образом, у россиян, чей отдых в Болгарии заканчивался в пятницу, был шанс вернуться домой вовремя – в отличие от почти тысячи туристов, которые оказались втянуты в финансовый спор между болгарским перевозчиком и болгарским же туристическим холдингом.
Напомним, 9 и 16 сентября были отменены несколько рейсов авиакомпании Bulgaria Air из аэропортов Варны и Бургаса в связи с задолженностью порядка €3,5 млн. со стороны одного из подразделений болгарского холдинга «Алма тур» – «Алма тур Флай».
Непосредственно перед пресс-конференцией, прошедшей в рамках выставки «Отдых-2011», руководство Bulgaria Air провело консультации с представителями Российского союза туриндустрии. Как сообщил журналистам г-н Георгиев, решение вывезти туристов было принято буквально за несколько минут до встречи с прессой. «Надеюсь, этим решением мы поможем сгладить ту неприятную ситуацию, в которой оказались россияне», – подчеркнул г-н Георгиев.
Региональный представитель Bulgaria Air Иван Иванов, поясняя хронологию событий, сообщил, что у «Алма-тур» не было большой задолженности на начало летней программы. Серьезные проблемы у туроператора начались в конце июля. «Мы отправили руководству компании соответствующие письма о наличии задолженности, но она не была погашена. В конце августа мы еще раз уведомили «Алма тур», что, если она не оплатит задолженность, полетные программы будут приостановлены. После чего было подписано дополнительное соглашение о реструктуризации задолженности, составлен график выплат. Но «Алма Тур БГ» договоренности не исполнила»», – прокомментировал представитель болгарского перевозчика.
Впрочем, в этой истории еще предстоит разбираться подробно. Например, ранее «Алма тур СПб» давала сведения о том, что 30 сентября должен состояться вылет из Бургаса 180 человек. Однако вчера Янко Георгиев заявил, что бронирований на эту дату в системе нет. Хотя именно 30 сентября – последний вывозной день полетной программы, заказанной «Алма тур», поэтому вполне возможно, что в Болгарии находятся туристы, которые планируют возвращение в Петербург в заключительный день месяца.
Директор Гражданской воздухоплавательной администрации Болгарии Тилко Петров, в свою очередь, пояснил, что, согласно международным нормам, авиакомпания обязана доставить пассажира в место назначения и вернуть обратно только в том случае, если у него есть документ, например, маршрут-квитанция электронного билета, оплаченного в оба конца. Однако, как выяснилось, компания «Алма тур Флай» присылала клиентам «Алма тур» билеты только в один конец, о чем туристы не догадывались. «В системе бронирования Bulgaria Air не было записи о пассажирах, которые должны были лететь в Россию. Поэтому рейсы были аннулированы», – отметил г-н Петров. При этом Янко Георгиев пообещал, что если на 30 сентября будут пассажиры, им также обеспечат бесплатное возвращение в Россию.
Представитель Министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии Албена Методиева также выразила надежду, что случившееся не скажется на отношениях двух стран. Она еще раз напомнила, что «Алма тур» подала заявление в суд о банкротстве всех его подразделений на территории Болгарии по причине невозможности обслуживать свои долги. Также назначена прокурорская проверка всех обстоятельств конфликта холдинга и Bulgaria Air.
Глава Ростуризма Александр Радьков, который успел пообщаться с журналистами в кулуарах выставки «Отдых-2011», сообщил, что материалы на «Алма тур СПб» переданы для проверки в правоохранительные органы. Он заметил, что пока рано назначать виновных, но Росавиации после этого инцидента необходимо более тщательно контролировать деятельность иностранных авиаперевозчиков, допущенных на российский рынок.