За 2022 год туристы внесли в экономику Северной столицы около 366 млрд руб. – на 57% больше, чем в 2021-м.
Этого удалось достичь благодаря существенному росту количества гостей города и увеличению среднего чека. Таковы итоги уходящего года, согласно аналитическим данным «Турбарометра Санкт‑Петербурга».
«У туристской отрасли в Петербурге есть вызовы и есть куда расти. Отмечу, что туризм дает значительный мультипликативный эффект: он обеспечивает работой большое количество смежных отраслей. Это не только туркомпании и отели, но также музеи и театры, сфера торговли и услуг, рестораны и кафе, пищевая промышленность и многое другое. А заметный рост туристов в структуре пассажиропотока играет важную роль в восстановлении и росте транспортных потоков. То есть туризм – не только существенная экономическая часть жизни Северной столицы, но и движущая сила, влияющая на будущее города», – отмечает председатель Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга Сергей Корнеев.
По прогнозу, к концу декабря количество путешественников, посетивших наш город за этот год, превысит 8 млн человек. В сравнении с 2019 годом общий турпоток в Петербурге восстановился на 77%. Прежде всего – за счет соотечественников. В том числе семейных – на них приходится больше половины (51%) внутреннего потока. Примерно две трети россиян, приезжающих в Петербург, – это люди в возрасте от 18 до 44 лет. Доля путешествующей молодежи до 34 лет составляет 38% общего турпотока.
По сравнению с 2021 годом количество зарубежных туристов в Санкт‑Петербурге выросло на 36%. Ожидается, что по итогам года число посетивших Петербург иностранцев достигнет 340 тыс. человек, но в масштабах мегаполиса это по-прежнему немного, не больше 4% общего турпотока.
Для привлечения гостей из России и других стран в Северную столицу Комитет по развитию туризма, Городское туристско-информационное бюро и Конгрессно-выставочное бюро ведут активную маркетинговую кампанию. С участием представителей турбизнеса проводятся роуд-шоу «Добро пожаловать в Санкт‑Петербург» – выездные презентации туристских возможностей города, направленные на прямую коммуникацию профессионалов туриндустрии. Такие встречи прошли в 16 городах России, в крупнейших мегаполисах стран Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и СНГ. Места для роуд-шоу выбираются согласно мнению представителей туристской отрасли с учетом туристского потенциала, численности населения и его мобильности, наличия удобного транспортного сообщения, заинтересованности в сотрудничестве.
Представители петербургской сферы гостеприимства участвуют в зарубежных профильных выставках. В свою очередь руководители иностранных туроператоров знакомятся с нашим городом в рамках инфотуров.
Значимым фактором, влияющим на формирование позитивного имиджа Петербурга как ведущего направления для путешествий, является информационное сопровождение. В поддержку презентаций и других деловых мероприятий на улицах и в аэропортах крупных городов размещаются анимированные постеры и видеоролики о городе на Неве. Контент для социальных сетей официального городского туристского портала Visit Petersburg, а также для печатных и интернет-изданий, сюжетов на телевизионных каналах и радиостанциях подбирается с учетом разных целевых аудиторий задействованных в информационной кампании каналов продвижения. За 2022 год совокупный охват потенциальных туристов превысил 150 млн пользователей.
Вместе с ростом турпотока увеличилась загрузка гостиниц. Среднегодовой показатель 2022 года – 60-65% (в 2021-м - 45-50%).
Средний чек для российских путешественников в этом году увеличился на 24% и составил 39,8 тыс. руб. Для гостей из ближнего зарубежья – 64,6 тыс. руб., из дальнего – 113,6 тыс. руб.
Как и прежде, чаще всего люди приезжают в наш город с культурно-познавательной целью, чтобы встретиться с друзьями и родственниками, а также с деловыми целями. Пользуются популярностью и такие виды туризма как медицинский, гастрономический, образовательный. Но в этом году в число основных причин для поездки в Северную столицу впервые вошел событийный туризм, и сейчас он становится одним из основных генераторов турпотока. Калейдоскоп мероприятий, проходящих в нашем городе, огромен. Сориентироваться в нем помогает Единый календарь событий – агрегатор мероприятий и эффективный инструмент для представления наиболее интересных предложений.
Важно, что наши гости остаются довольны своим пребыванием в гостеприимном Санкт‑Петербурге – уровень удовлетворенности стабильно составляет около 85%. А главное – они все чаще выражают готовность еще неоднократно вернуться в город на Неве. На протяжении последних трех лет доля возвратных поездок не опускалась ниже 30%, а в нынешнем году может приблизиться к допандемийным показателям и составить около 40%. Для многих россиян ежегодные посещения Северной столицы становятся неотъемлемой частью жизни.
Во многом этому способствует реализация концепции Новой туристской географии. Проект направлен на организацию новой городской гостевой среды, систематизацию и расширение перечня интересных для посещения объектов и формирование нового туристского облика Петербурга. Уже очевидно, что такой подход эффективен: путешественники проводят в Северной столице больше времени и в каждый свой приезд по-новому открывают для себя город на Неве. Объекты Новой туристской географии включаются турфирмами в предлагаемые потенциальным туристам маршруты, все чаще входят в рейтинги интересных мест нашего города, дополняя наши всемирно известные достопримечательности.
«Петербург привлекает туристов не только как город-музей, но и как живой, динамичный, креативный мегаполис. Когда классические экскурсии дополняются знакомством с новыми арт-объектами, создаются поводы изучать город с разных сторон и возвращаться в него много раз. Это приводит к диверсификации возможностей сферы гостеприимства и создает основу для восстановления и устойчивого развития туризма в Санкт‑Петербурге», – заключает Сергей Корнеев.
Турпоток постепенно восстанавливается во всей России. Но Санкт‑Петербург в этом отношении – на одном из первых мест. Если в среднем по внутренним направлениям страны число туристских поездок за последний год увеличилось на 10%, то в Северной столице – на 33%. Для того чтобы поддержать сферу туризма и гостеприимства, в городе используется весь набор инструментов как федерального, так и регионального уровня, включая налоговые льготы, субсидии, льготные кредиты.
Фото gov.spb.ru