11 июля 2018 года немецкой авиакомпании airberlin исполнилось бы 40 лет. До своего юбилея перевозчик не дожил всего 8 месяцев. Родом из США
История airberlin началась вовсе не в Германии, как может показаться из названия, а в США. Именно там пилотом авиакомпании Pan American работал выходец из ГДР Ким Лундгрен. В конце 70-х в мире разразился нефтяной кризис, и Лундгрен потерял работу. Тогда он решил вернуться на родину и основать собственную авиакомпанию в Берлине.
Основатель airberlin Ким Лундгрен (слева) с сыном Шейном. Фото: архив airberlin
В то время столица ГДР была поделена на советский и западный секторы, и по установленным правилам, в западный Берлин могли летать лишь те перевозчики, которые были зарегистрированы в странах-союзниках – США, Великобритании, Франции.
Регистрировать свою авиакомпанию Лундгрен решил в США: 11 июля 1978 года (40 лет назад) в штате Орегон он получил лицензию на осуществление чартерных рейсов компании Air Berlin Inc. Юридически новый перевозчик был дочерним предприятием его компании Lundgren Lelco Group, которая занималась исключительно поставками древесины, недвижимостью и разведением крупного рогатого скота. Физически управление перевозчиком осуществлялось из Майами (штат Флорида).
Boeing-707 - первый лайнер airberlin
Флот состоял из одного лайнера – Boeing-707. Именно на нем и был выполнен первый рейс – из берлинского аэропорта Тегель на остров Майорка. Произошло это почти через год - 28 апреля 1979 года.
Спустя два года «707-й» был заменен на два менее крупных лайнера – Boeing-737, которые также продолжили выполнение чартерных рейсов из Германии на средиземноморские курорты.
Все меняется с падением Берлинской стены. В 1991 году Лундгрен переносит штаб-квартиру авиакомпании в объединенную Германию и регистрирует ее как Air Berlin PLC & Co. Luftverkehrs KG Ii. В том же году 82% акций перевозчика приобретает Йоахим Хунольд – бывший менеджер по маркетингу другой немецкой авиакомпании - LTU.
Именно он решает превратить airberlin в туристический лоукостер и придумывает программу Mallorca Shuttle. Ее смысл был в том, что airberlin летал по самым популярным у немцев туристическим направлениям из небольших городов. На ту же Майорку рейсы выполнялись раз в день из Берлина, Дюссельдорфа и Падерборна. Потом к списку добавились другие города страны – Мюнстер, Нюрнберг, Бремен и др.
В начале 2000-х в парке airberlin было уже 25 самолетов, прибыль и пассажиропоток росли как на дрожжах. Более того, 25% кресел на рейсах авиакомпания начала выставлять в свободную продажу, а не только резервировать под нужды туркомпаний.
В 2003 году airberlin становится второй по величине авиакомпанией Германии, уступая лишь Lufthansa.
В 2006-м Хунольд решает сделать авиакомпанию публичной и продает часть акций на бирже. Не сказать, что IPO было удачном: Хунольд привлек полмиллиарда евро, хотя рассчитывал на 800 миллионов. И многие аналитики уверены, что именно с этого момента airberlin начал идти к своему закату.
Йоахим Хунольд
После IPO владельцы airberlin начали скупать практически все, что могли. В августе 2006-го - через два месяца после IPO - airberlin купил немецкую авиакомпанию DPA за 120 миллионов евро. Сумма была выплачена наличными.
В 2007-м Хунольд покупает своего бывшего работодателя – авиакомпанию LTU. Так во флоте airberlin появляются дальнемагистральные самолеты Airbus A330, что приведет к выходу на трансатлантические рейсы (airberlin откроет несколько маршрутов из Германии в США).
В том же году airberlin купила 49% акций швейцарской авиакомпании Belair Airlines. Спустя месяц Хунольд объявляет о том, что покупает немецкую авиакомпанию Condor, принадлежащую Thomas Cook Group (сделка не состоится), а также планирует покупку авиакомпании Germania (сделка также сорвется).
В 2008-м было объявлено о слиянии airberlin и TUIfly, что добавило к сети airberlin 117 маршрутов. Ну и, наконец, в 2010-м airberlin поглотил австрийскую авиакомпанию Niki.
Флот airberlin вырос до 170 самолетов, авиакомпания стала седьмым перевозчиком Европы. Но по-прежнему вторым в Германии.
Несмотря на лавинообразный рост флота и пассажиропотока, убытки также росли как снежный ком. Фактически, 2006 год благодаря продаже акций на бирже был последним прибыльным годом авиакомпании. Но если раньше перевозчик фиксировал убытки в несколько десятков миллионов евро, то к 2016 году они достигли немыслимой величины – более 1 млрд евро.
В 2008 году 30-летие airberlin праздновалось с размахом: торжество посетила канцлер Германии Ангела Меркель
Но в airberlin убытки как будто не замечали. Перевозчик продолжал строить наполеоновские планы по завоеванию мира.
Я хорошо помню как 2011 году меня пригласили в Германию в честь открытия нового рейса из Штутгарта в Москву. К тому моменту airberlin уже летал в российскую столицу из Берлина, Дюссельдорфа и Брауншвейга. Также самолеты перевозчика можно было встретить в Калининграде и Санкт-Петербурге.
Знаменитые шоколадки airberlin - их давали всем пассажирам после каждого рейса. Более того, их продолжили раздавать, даже когда вся еда на рейсах авиакомпании стала платной
Там, в Германии теплым майским днем мы сидели в кафе вместе Гюнтером Зайбтом – в то время генеральным представителем airberlin в России и странах СНГ. Гюнтер рассказывал о планах дальнейшего развития рейсов из Германии в Россию. Он даже не исключал немыслимое - запуск рейсов в Москву из аэропортов Мюнхена и Франкфурта, где тогда неограниченно властвовал (и сейчас властвует) их главный конкурент – Lufthansa.
Но вместо этого в октябре 2015 года airberlin объявил, что полностью уходит из России. Последний регулярный рейс из Берлина в Москву airberlin выполнил 18 января 2016 года.
Помимо безудержной скупки авиакомпаний, которые airberlin просто не смог «переварить», еще однй причиной краха перевозчика аналитики считают ее бизнес-модель. До сих пор можно спорить – был ли airberlin лоукостером или нет? С одной стороны – дешевые билеты, скудное питание (которое потом стало платным), с другой – бизнес-класс на дальних рейсах, стыковочные рейсы.
Сам перевозчик называл себя гибридной авиакомпанией, в которой есть элементы как от лоукостеров, так и от классических авиакомпаний. Тут вспоминается история американской Laker Airways – пионера бюджетных перевозок.
В 70-х годах прошлого века Laker Airways совершила революцию на рынке: предложила полеты между Нью-Йорком и Лондоном что называется без излишеств. Тариф – 59 фунтов стерлингов (это примерно 360 евро в нынешних деньгах). Но это только за полет. Нужен багаж – плати, еда – тоже доплачивай. И так за все.
Традиционные компании, видя успех Laker Airways, также снизили цены, а Laker, наоборот, подстраиваясь под них, начала добавлять «излишества», переходя от классического лоукостера к гибридному. И спустя пять лет, не выдержав конкуренции, обанкротилась. До сих пор современные классические лоукостеры – европейский Ryanair и американский Suothwest Airlines – используют модель Laker Airways, но без излишеств.
Что же касается airberlin, то ее не спасло даже партнерство с арабской Etihad Airways. Авиакомпании заключили соглашение в 2012 году, и арабы за несколько лет влили в немецкого партнера сотни миллионов евро, но все тщетно. Начинается программа экономии - распродаются самолеты, сокращается персонал.
Хунольд покинул авиакомпанию в 2011-м, и с того момента до конца 2017 года в airberlin сменилось четыре гендиректора. Каждый заступал на должность с новым планом сокращения убытков, но ничего не помогало.
В 2015 году airberlin показал рекордный убыток - за год 447 млн евро. Видимо, осознав реальное положение дел, арабы отказываются от дальнейшего финансирования немецкого перевозчика и в августе 2017 года airberlin объявляет, что начинает процедуру банкротства.
Последний рейс – из Мюнхена в Берлин – airberlin выполнила 27 октября 2017 года.
Так в аэропорту Берлина встретили последний рейс airberlin
Канал: Идеи для путешествий на Zen.yandex.ru
Фото airberlin