400-летию Дома Романовых посвящается. Праздничные мероприятия, концерты, экспозиции и конференции по поводу юбилейной даты в этом году проходят по всей России. Свой новый вклад в общие торжества внесла Северная столица.
На выставке, открывшейся в Русском музее, представлены живопись и графика, скульптура, нумизматика и предметы декоративно-прикладного искусства – все то, что может рассказать о членах венценосной семьи. Сообщают "Новости культуры". Начало династии Романовых и самое начало экспозиции – еще на парадной лестнице Михайловского замка становится понятно: выставка посвящена царствующей династии с первых дней и до самых последних. Полотно, которое писалось по заказу Павла Первого и специально для Михайловского замка, "Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года" открывает выставку. Никакой конкретики. Просто в память о Романовых, династии которых в эти дни исполняется 400 лет, собраны картины, полотна, посуда. Почти все предметы осматривали глаза и трогали руки самих государей.
Огромная галерея парадных портретов, известных теперь каждому школьнику. Но тогда работы большей частью иностранных художников шли на украшение покоев императоров и важных государственных чиновников. "Столоначальник украшал свой стол портретом государя-императора или огромным портретом. Они были заказными, тиражировались", – говорит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. В XVIII веке, после Анны Иоанновны и Екатерины Второй, которые предпочитали художников-земляков, русским портретистам приходилось совсем туго. Императоры им не позировали. В лучшем случае передавали портрет кисти шведа или немца для копирования. И лишь в XIX веке целая череда портретов была выполнена русскими авторами.
На выставке представлены изображения будущих самодержцев – юных Павла Первого и Александра Первого, последнего цесаревича Алексея и сына Петра Первого, усопшего в раннем детстве. И совершенно замечательный экспонат – свадебный альбом Александра Третьего. "Торжественная обстановка, люди, дорожки красные, но каждая акварель – страница торжеств. Не случайно акварель – это легкий жанр, в картинах это было бы сложно изобразить", – поясняет заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова. Здесь и праздничные шествия, и службы в соборах, и ночная иллюминация над Москвой, и мост, забитый радующимся новому императору народом. Именно этот альбом хранился в домашнем архиве Александра. А залы и анфилады Михайловского замка – и сами экспонаты постоянной экспозиции, посвященной Романовым.