Вчера состоялась церемония открытия после реставрации Петровского (Малого тронного) зала в Зимнем дворце.
Первое впечатление: он стал ярче, светлее, окна, как на акварели Гау, затянуты портьерами из лионского бархата. Зал обрел вид, каким он был в середине XIX века
В этом торжественном интерьере и раньше задерживались посетители. Монферран использовал в его отделке вензель императора (две латинские буквы Р), двуглавых орлов и короны. Серебряный с позолотой трон изготовил в Лондоне К. Клаузен. Ниша за троном оформлена в виде триумфальной арки с колоннами из яшмы, картиной «Петр I с богиней мудрости Минервой». В верхней части стен полотна с изображением сражений Северной войны. Все это на фоне панно из красного лионского бархата с золотошвейной отделкой.
Грандиозный пожар 1837 года в числе прочих уничтожил и этот интерьер. Василий Стасов вернул ему первоначальный облик.
За почти полтора столетия текстильный декор зала изменился. Войны, революция, газовое освещение XIX века, грубые реставрации и бесчисленные чистки привели к тому, что бархат потемнел, утратил большую часть ворса, шитье повреждено, а множество мелких деталей утрачено.
Задачей реставраторов стало сохранение золотошвейной отделки и восстановление первоначального убранства зала. Работы длились с 2014 года. Былое великолепие отделке одного из парадных помещений Зимнего дворца возвращали несколько реставрационных лабораторий музея.
Панели сняли со стен, а орлов и золотошвейные детали со старого бархата. Шитье, кружево, шнуры, галуны, бусины, обойные гвозди очистили с помощью лазера в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов. Полтора года ушло на разработку методики. Там же восстанавливались серебряные предметы, украшающие зал, – бра, торшеры, канделябры, столы.
Золотошвейный декор зала насчитывает больше семи тысяч деталей. После удаления загрязнений каждую золотую нить орнаментов специалисты лаборатории реставрации тканей перенесли на новый бархат и укрепили в строгом соответствии с их историческим расположением.
Разрушенный бархат стенных панно и обивки трона заменил новый шелковый французский бархат, изготовленный на лионской мануфактуре Prelle – наследнице мануфактуры Le Mire pere & fils. В книгах фирмы нашелся заказ с образцами бархата середины ХIХ века для Зимнего дворца. Выяснилось, на складе лежит рулон, который возили в Петербург на утверждение императору. Ткань яркого алого цвета, совсем не того, к которому привыкли посетители музея.