Нелли Константинова путешествует уже больше четверти века. Она мечтает сохранить все деревья в мире, снести отели-муравейники на береговой линии и изменить индустрию гостеприимства. В интервью РИА Новости тревел-блогер рассказала о том, как преображается Россия и какой дом они с мужем купили в Португалии.
Кораблю хорошо в гавани, но он не для того строился — это мой девиз по жизни и слоган моего тревел-блога. Я гоняю по миру уже четверть века и много об этом пишу. В СССР все грезили зарубежьем, ведь там можно было купить невиданные вещи. Мне же хотелось ехать хоть за тридевять земель и без копейки, лишь бы увидеть другие города. И моя мечта сбылась. Я посмотрела мир, поняла, какие мы все разные и как у нас в то же время много общего. Побывала в странах, где каждому чужаку были рады, а также там, где и не ведали о туризме.
Отправляясь десять лет назад в автоэкспедицию по неизведанным местам России, я узнала, как надо готовиться к такой поездке.
Помните фильм «Из Африки» с Робертом Редфордом, когда он устроил трип в саванну для своей возлюбленной Мэрил Стрип? Посреди чистого поля стоит палатка, рядом — столик, а на нем — столовое серебро, льняные салфетки, хрусталь, фарфор, шампанское, граммофон.
Так и организаторы нашей экспедиции, переправляя нас из Москвы с автомобилями, брали с собой все, что могло пригодиться. Мы летели, машины ехали на огромных грузовиках.
Некоторые российские регионы в то время были словно Африка век назад. Кое-что, как опытный походник, брала с собой и я. К Ленским Столбам в 2013-м, например, привезла кофеварку с капсулами и всех поила настоящим кофе. Россия меняется, сейчас все понимают, что это не барство, а поддержание привычного образа жизни. Я где только не пила отличный свежесваренный кофе! И на Азовском пляже, и на краю мраморного карьера на Байкале, и в степи под Кисловодском…
Когда-то в лучшем ресторане Камчатки нежнейшие гребешки запекали, как мясо в горшочке, превращая в несъедобную резину.
А сейчас в Перми открывается бутик-бар тапасов с отличными португальскими винами. И интерьер его разработал один из лучших архитекторов Португалии. В Норильске на фестивале «Соль Таймыра» я дегустировала ужины уровня как минимум «Michelin рекомендует», приготовленные шеф-поварами из Москвы, Красноярска и Калининграда.
Теперь можно сгонять в Ростов-на-Дону, чтобы поудить рыбу в озере при отличном отеле и поужинать в ресторане не хуже любого европейского.
Или слетать на Алтай, чтобы попариться в бане на берегу Телецкого озера и полежать в пантовой ванне. Сахалинские гостиницы ничем не уступают отелям соседа — японского острова Хоккайдо, хотя горнолыжные трассы в Японии и поинтереснее.
Из-за пандемии пока мало шансов вернуть себе прежнюю свободу передвижения.
А значит, мы наконец-то сможем разглядеть в подробностях родной край. И мы идем к тому, что для этого нам не придется ездить на допотопных автобусах и мерзнуть на вокзалах, согреваясь песнями под гитару. В экспедициях (я называю их «люкспедициями») по России я увидела ее красоту и совершенную необъятность. Да и на быт не надо уже тратить много сил.
У меня есть мечта: объявить заповедниками еще больше наших земель.
Ведь это богатство, которое будет только прирастать. И мне кажется, сейчас для этого самое время! В мире все меньше нетронутых мест. К счастью, бизнесмены больше не собираются захламлять природу отелями вдоль прибоя. «Коробки» на две тысячи номеров, бесконтрольно построенные в прошлом веке, самые прогрессивные власти сейчас сносят, пытаясь вернуть береговой линии природную первозданность.
России повезло: новейшее открытие ее просторов совпало со всемирной обеспокоенностью о ресурсах Земли.
Когда-то на конференции по туризму я отвечала на вопрос всемирно известного путешественника из Великобритании об идеальном будущем этой индустрии. Я сказала тогда: «Представьте недоступное с суши и моря место. Дирижабль вас к нему доставляет вместе с капсулой-домом. У вас есть все, что требуется: еда, питье, связь, карты местности. Вы предоставлены сами себе. В положенное время над вами снова зависает дирижабль, вы поднимаетесь на борт и отправляетесь домой. Капсулу разбирают — и ни следа вашего пребывания на земле не остается. Вот настоящая роскошь».
«Как же так, — засмеялся путешественник. — Разве вам не хочется увидеть ряд согнувшихся в три погибели сотрудников отеля, произносящих: «Здравствуйте, мисс, добро пожаловать!»
Я знаю многое об отельной жизни и восхищаюсь потрясающими механизмами гостеприимства, которые приводятся в действие ради гостей.
Понимаю, из чего складывается цена курортов: это бесконечный труд, скрупулезное внимание, изобретательность, вечный поиск нового.
Владелец одного отеля вывез десять тысяч камфорных деревьев из родной деревни, которую должны были затопить для создания водохранилища.
Некоторым из них было по две тысячи лет! Для этого пришлось преодолеть путь в 800 километров, а для перевозки на трейлерах — даже разбирать платежные терминалы на хайвеях. Почти все растения прижились на новом месте. И я считаю это настоящим подвигом! Об этом сняли документальный фильм. Зрители на нем плачут.
Деревянных домов в мире все меньше.
Лет десять назад мы стояли на пороге многоэтажной тюменской гостиницы с моей подругой из Англии, и она спросила: «Почему же отель не сделает номера люкс из деревянных домов с наличниками, которых здесь так много? Хозяева могли бы жить там и сервировать гостям завтраки. Не нужно только ничего специально менять, это и есть самое ценное!»
Мы с мужем сделали первые шаги в этом направлении.
Купили дом в рыбачьих португальских южных землях, построенный в середине 1970-х. И стараемся ничего в нем не менять. Вы скажете, что это никакая не старина. Но нам он достался такой, и почему бы его не сохранить?
Это был первый в округе дом с водопроводом.
Соседи даже на экскурсию приходили, чтобы посмотреть, как течет вода из крана. И мы сохранили водонапорную башню, в которой теперь живут сокол и сова.
Мы не красим стены современными полимерными красками, а белим дом известкой, как тут принято.
Выключатели и розетки — из бакелитовой пластмассы, рамы на окнах деревянные, и нет кондиционера — только печки и камины.
Атлантический океан шумит неподалеку, а вокруг — сад с удивительными растениями.
Их привозили со всего света предыдущие владельцы — отчаянные путешественники. По ночам сад освещают только луна и звезды, потому что декоративных ламп и подсветки крон в нем нет. Ночью темно, как в лесу, там живут кролики, генетты, удоды и сойки.
А завтра мы будем пересаживать высоченные пальмы-вашингтонии, которые собрался вырубать соседний питомник.
Они прямо на границе с нашим участком: стройные, в серых юбках до земли, очень красивые. Мы уже нашли в саду место для 15 штук. Вряд ли без истории про камфорные деревья я бы додумалась до такого.
Фото: ria.ru