ОАО "Аэрофлот", менее месяца назад получившее от "Ростехнологий" пять авиакомпаний, хочет продать одну из них. Избавиться планируется от контрольного пакета "Саратовских авиалиний", на базе которых могла быть создана low-cost-авиакомпания. Причина продажи — низкие операционные показатели перевозчика, занимающего 26-е место в России. Эксперты предупреждают, что найти покупателя будет непросто. Совет директоров "Аэрофлота" на заочном заседании 8 декабря рассмотрел вопрос о прекращении участия ООО "Аэрофлот-Финанс" в "Саратовских авиалиниях" ("Саравиа"), сообщили "Ъ" несколько источников, близких к совету. По их словам, итоги голосования будут подведены на очном заседании 21 декабря. В "Аэрофлоте" от комментариев отказались.По словам источников "Ъ", в материалах к совету не сообщалось, кому и по какой цене планируется продать 51% акций "Саравиа". "Аэрофлот" получил их в середине ноября от "Ростехнологий" вместе с долями еще в четырех авиакомпаниях (52,1% "Владивосток Авиа", 100% "Сахалинских авиатрасс", 75% авиакомпании "Россия" и 100% "Оренбургских авиалиний") за 3,75% своих акций (все активы оценивались в 2,5 млрд руб., см. "Ъ" от 16 ноября). Рассматривалась идея создания на базе "Саравиа", в парке которой лишь восемь Як-42, low-cost-авиакомпании, но глава "Аэрофлота" Виталий Савельев в октябре писал в Twitter, что развитию этой бизнес-концепции пока мешают "действующие тарифы, непрозрачная система допуска на международные авиалинии и действующие авиационные правила".
ОАО "Саратовские авиалинии" было создано в 1994 году на базе Саратовского объединенного авиаотряда. В 2009 году контрольный пакет акций ОАО, находившийся в федеральной собственности, был внесен в уставный капитал госкорпорации "Ростехнологии". По данным Росавиации, "Саравиа" занимает 26-е место в России по количеству перевезенных пассажиров (331,4 тыс. за январь-октябрь). Выручка за девять месяцев составила 1,4 млрд руб., чистая прибыль — 8,2 млн руб.
Собеседники "Ъ" говорят, что в качестве причины для продажи "Саравиа" в материалах к совету директоров указаны низкие операционные показатели компании и необходимость делать оферту ее миноритарным акционерам. Крупнейший миноритарий "Саравиа" — подконтрольное бывшему гендиректору "Мосэнерго" Аркадию Евстафьеву ЗАО "Инвестиционный холдинг "Энергетический союз"", ему принадлежит 25% акций. Директор саратовского представительства "Энергетического союза", член совета директоров "Саравиа" Александр Бочаров заявил "Ъ", что ничего не знает о желании "Аэрофлота" продать саратовскую авиакомпанию. По его словам, "Энергетический союз" никаких предложений от "Аэрофлота" не получал и ждет от него оферты. Аркадий Евстафьев на звонки "Ъ" не ответил. Гендиректор "Саравиа" Александр Боков сказал "Ъ", что не в курсе планов "Аэрофлота" в отношении возглавляемой им компании.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что из крупных компаний Як-42 сейчас используют только "Газпром авиа" и "Татарстан", но они вряд ли купят "Саравиа": перспективы дальнейшей эксплуатации Як-42 пока непонятны. Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" считает, что продажа перевозчика целесообразна: бизнес "Саравиа", который построен на небольшой сети маршрутов и с совершенно другим по сравнению с "Аэрофлотом" парком самолетов, не нужен ее новому владельцу, но соглашается, что "сделка будет трудной".