Около полудня в четверг, 13 января, на информационных лентах появилось сообщение с оттенком сенсации - «Аэрофлот» отказался выплачивать компенсации пассажирам задержанных в период с 26 по 30 декабря 2010-го года рейсов. Как пишет «Интерфакс», руководство нацперевозчика объявило, что выплаты будут возможны только по решению суда. Правда, приготовлен и «пряничек»: тем, кто пострадал из-за авиационного коллапса, предложат сертификат на бесплатный перелет в течение года. «Сроки и условия будут объявлены позже, в четверг», – приводит слова представителя авиакомпании информагентство. Источник также отметил, что сертификаты – «акт доброй воли» авиаперевозчика и не имеют отношения к компенсации, которую «Аэрофлот» обещал выплатить всем пассажирам задержанных рейсов из Москвы в период с 26 по 28 декабря в размере стоимости перевозки в один конец. Напомним, что ранее нацперевозчик даже называл сумму в 20 млн. долларов, которую он готов направить на выплату компенсаций своим пассажирам. Эксперты, с которыми удалось пообщаться, сходятся во мнении, что «это было предсказуемо». Представитель одной из туроператорских компаний, серьезно «попавшей» с «Аэрофлотом», прямо сказал, что нечто подобное он и ожидал, и не исключено, что таким путем пойдут и другие перевозчики. «Но пока сложно сказать, что будет, потому что документов никаких нет», - добавил он. Известно также, что на следующей неделе должна состояться встреча туроператоров с руководством «Аэрофлота», и на ней, возможно, будут расставлены точки над I. В свою очередь, Георгий Мохов, гендиректор ЮА «Персона Грата», пояснил, что процессы по защите прав потребителей идут в судах обычно от полугода до года и, разумеется, требуют, времени, денег и нервов со стороны истцов. «Пассажиры «Аэрофлота» могут требовать как возмещение морального вреда, так и материального ущерба, который складывается из дополнительных расходов на такси, питание, телефонные переговоры, стоимость проживания в период ожидания. Можно требовать также возмещение ущерба, связанного с тем, что потеряли стыковку или ночь в отеле, не смогли попасть на оплаченное мероприятие, но тут нужно учесть, что обычно суды по спорам, связанным с перевозкой, принимают во внимание только подтвержденные прямые расходы», - рассказал Георгий Мохов. Он подчеркнул, что в итоге окончательный размер убытков будет установлен судом, и при предоставлении необходимых доказательств суммы могут быть немаленькими: «Я не вижу оснований для освобождения авиакомпании от ответственности», - сказал он. Между тем 13 января "Трансаэро" объявило о начале выплат компенсаций по заявлениям от пассажиров, рейсы которых были задержаны в конце декабря. Суммы скалькулированны из расчета 50 руб. за час ожидания. "Авиакомпания оставляет за собой право со своей стороны требовать возмещения понесенных авиапредприятием расходов от аэропорта Домодедово", - говорится в опубликованном пресс-релизе