«Аэрофлот» пойдет по пути лоукостера. От пассажиров потребуют доплату за сервис и еду

«Аэрофлот», столкнувшийся в 2018 году с убытками на фоне резкого роста цен на топливо и курсов валют, низких тарифов на рынке и других факторов, намерен сфокусироваться на повышении эффективности бизнеса. Среди предложенных мер — стандартизация парка самолетов и повышение эффективности закупок топлива.

Кроме того, для повышения доходности «Аэрофлот» планирует развивать ряд платных услуг для пассажиров, типичных для бизнес-модели лоукостера, например платный выбор места для дешевых тарифов, покупку багажа онлайн и продажу еды на рейсах.

«Аэрофлот» раскрыл в своей презентации ряд мер, которые авиакомпания намерена применить для повышения эффективности бизнеса. 29 августа группа в полугодовой отчетности по МСФО показала чистый убыток в 5,2 млрд руб. против прибыли в 2,9 млрд руб. годом ранее. При этом доходы упали и у активно развиваемого лоукостера группы «Победа»: за шесть месяцев ее чистая прибыль снизилась на 56,2%, до 175 млн руб. Плохие финансовые результаты «Аэрофлота» связаны с резким ростом цен на топливо, дополнительными затратами на оплату труда пилотов и сдерживанием тарифов на авиаперевозки (см. “Ъ” от 28 августа).

В презентации указан список мер, которые «Аэрофлот» намерен» принять для улучшения финансовых показателей. Так, для повышения топливной эффективности «Аэрофлот» собирается стандартизировать парк самолетов и поднять эффективность закупок авиакеросина. Также указано «развитие хаба в Шереметьево» (сейчас авиакомпании группы летают также из Внуково, группа намерена развивать региональные хабы).

В список мер внесено и введение ряда платных услуг для получения дополнительной выручки. Речь в том числе идет о выборе места для более низких классов обслуживания, покупке багажа онлайн, услуге sky-cafe — продаже питания и напитков на борту.

Кроме того, платные услуги характерны для бизнес-модели лоукостера, которая предполагает минимизацию цены билета за счет максимального отказа от бесплатного сервиса. Приобрести эти услуги можно за отдельную плату. По такой схеме работает «Победа», но сам «Аэрофлот» позиционирует себя как премиум-перевозчик — в цене билета таких компаний заложено значительное число услуг: питание, бесплатный багаж, выбор места и т. д. При этом частично элементы лоукост-модели «Аэрофлот» уже интегрировал в свои самые дешевые тарифы экономкласса (там исключена, например, та же опция выбора места).

Отметим, ранее расширить список платных услуг для пассажиров решили и в «Победе»: с конца октября регистрация пассажиров в иностранных аэропортах станет платной (€25). В авиакомпании объясняли свое «неординарное решение» необходимостью компенсировать потери, вызванные ростом цен на авиатопливо (см. “Ъ” от 9 августа).

Ольга Никитина, Владимир Дзагуто

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 25, 2019 - 01:56

Вице-президент направления Северной Европы авиакомпании Махмуд Яйла заявил, что Turkish Airlines планируют увеличить объёмы авиаперевозок в 2019 году до 80 млн пассажиров в год.

 

Март 22, 2019 - 09:33

Межведомственная комиссия при Минтрансе РФ отказалась выдать авиакомпании «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») допуски к рейсам в ряд городов Турции, Италии, Греции и Грузии, свидетельствует опубликованный 21 марта приказ Росавиации.

 

Март 22, 2019 - 09:21

Базовый перевозчик аэропорта Пулково авиакомпания «Россия» вслед за материнским «Аэрофлотом» с апреля введет безбагажный тариф, который позволит снизить стоимость авиабилета до 30% по 36 направлениям из Петербурга. По оценке аналитиков, услуга провоза багажа в среднем обходится пассажиру в 1,5 тыс. рублей. Однако эксперты уверены, что одновременно с этим подорожает тариф с багажом — на сумму до 1 тыс. рублей.

 

Март 22, 2019 - 08:45

Рабочая группа при Росавиации утвердила разрешения на выполнение чартерных рейсов в апреле. В этом месяце российские авиакомпании выполнят в два раза больше чартеров, чем в марте, однако некоторым авиакомпаниям рекомендовано сократить программы.