За январь российские авиаперевозчики нарастили пассажиропоток на 6,4%, несмотря на падение объемов крупнейшего в стране перевозчика «Аэрофлота» и его дочерней авиакомпании «Россия». В «Аэрофлоте» объясняют спад высокой базой января 2019 года и частичным выводом широкофюзеляжного флота в ожидании новых Airbus A350.
Среди крупных игроков пассажиропоток также упал у Utair. S7 без учета «Глобуса» нарастила перевозки на 16,8% и планирует по итогам года снова вырасти выше рынка. Собеседники “Ъ” на рынке полагают, что время стремительного роста перевозок подходит к концу.
В январе «Аэрофлот» снизил объемы перевозок на 5% к январю прошлого года, до 2,64 млн пассажиров, сообщает Росавиация со ссылкой на оперативные данные. Его дочерняя авиакомпания «Россия» потеряла 11% от перевезенных год назад пассажиров, объем перевозок снизился до 567,4 тыс. человек.
Пассажиропоток, по информации Росавиации, нарастили группа S7 (+67%, до 1,37 млн человек), «Уральские авиалинии» (+15%, до 692,3 тыс. человек). Высокие показатели и у лоукостера «Аэрофлота» авиакомпании «Победа». Она увеличила объемы перевозок на 34%, до 922,9 тыс. человек, опередив авиакомпанию «Россия», которая еще по итогам прошлого года занимала в группе второе место.
Рост перевозок S7 на 67% объясняется слиянием «Сибири» с «Глобусом» (до начала 2020 года вторая авиакомпания группы S7). Рост пассажиропотока «Сибири» без учета «Глобуса» составил 16,8% и обеспечен расширением воздушного флота перевозчика. В 2020 году компания рассчитывает перевезти около 19 млн пассажиров, что на 10% больше, чем в 2019 году. В S7 считают, что темпы роста отрасли по итогам года снизятся до 6–7%.
В «Аэрофлоте» падение пассажиропотока объясняют высокой базой сравнения. «В конце 2018 года "Аэрофлот" открыл значительное количество новых рейсов по таким направлениям, как Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас, Ижевск, Ульяновск, Ош, Бухара, Любляна, Дублин. В течение 2019 года компания раскатывала данные направления, лишь точечно увеличивая сеть. В результате сформирована очень высокая база по состоянию на январь 2019 года»,— говорят в компании. Также там пояснили, что в рамках подготовки к выводу в конце 2019 года трех широкофюзеляжных Airbus A330 в связи с окончанием срока лизинга произошло плановое временное снижение емкостей. На замену A330 поступят новые, более эффективные A350, добавили в «Аэрофлоте». В 2020 году в рамках самого масштабного за 20 лет обновления широкофюзеляжного флота компания должна получить 11 Airbus A350 и два Boeing 777-300. На 1 февраля компания эксплуатировала 39 широкофюзеляжных судов: 20 Airbus A330 и 19 Boeing 777. Первые рейсы на новом A350 «Аэрофлот» начнет в марте. Компания поставит самолет на маршруты Москва—Петербург и Москва—Дубай, чтобы обкатать новый тип воздушного судна. К концу марта самолет встанет на первый дальнемагистральный рейс из Москвы в Нью-Йорк.
Евгений Дитрих, министр транспорта, об авиаперевозках, 5 февраля:
По информации “Ъ”, пассажиропоток также упал у авиакомпаний Utair и Red Wings. В Utair говорят, что планируют сохранить пассажиропоток в 2020 году на уровне прошлого, без роста объемов из-за отсутствия поставок Boeing 737 MAX. «В январе есть запанированное небольшое снижение до 3% из-за оптимизации маршрутной сети — часть маршрутов закрыли по коммерческим причинам»,— сказали в компании. Перевозки Red Wings, по данным “Ъ”, упали на 1,2%. В компании подтвердили факт падения в январе, отметив, что «снижение незначительное» и связано с плановой работой по подготовке парка к высокому сезону. В апреле—июне парк перевозчика вырастет на шесть самолетов A321, за счет которых Red Wings планирует нарастить пассажиропоток на 30% по сравнению с 2019 годом, добавили в компании.
Замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин говорит, что сокращение пассажиропотока «Аэрофлота» наблюдается с сентября, с завершения высокого сезона. Параллельно происходит сокращение флота авиакомпании, а несколько месяцев назад началось снижение занятости кресел, добавил эксперт. К концу 2019 года прирост пассажиропотока по рынку замедлился до 5–6%. Среди долгосрочных факторов такой динамики, полагает господин Гущин,— необходимость авиакомпаний компенсировать рост операционных расходов, которые постепенно переходят в цену билета.
Герман Костринский
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ