За год национальная авиакомпания нарастила присутствие на туристическом рынке Наши поздравления "Аэрофлоту". Когда в начале прошлого года национальная авиакомпания затеяла крестовый поход на туристический рынок, сложно было представить, насколько эффективным он окажется. И вот, за без малого год, "Аэрофлот" превратился в заметного участника рынка. Мы провели анализ предложений десятка ведущих туроператоров: спрос на его рейсы почти сравнялся со спросом на рейсы лидера туристического рынка среди авиаперевозчиков - авиакомпании "Трансаэро". Переход туристических авиаперевозок в руки двух крупнейших авиакомпаний страны привел еще к одному интересному тренду: туроператоры стали чаще пользоваться услугами иностранных перевозчиков. Почему так вышло и к чему это приведет? При Валерии Окулове, много лет возглавлявшем национальную авиакомпанию, "Аэрофлот" демонстративно отказался от чартерных перевозок, на туристическом рынке его почти не осталось. В каком-то смысле это была вынужденная мера: на рынке говорят, что перевозчику не хватало самолетов, чтобы обслуживать регулярные рейсы. Похоже, это действительно так: несколько лет назад "Аэрофлот" поставил на обслуживание внутренней сети дочерние авиакомпании - "Норд" и "Дон", а сам сконцентрировался на международных маршрутах. Это продолжалось до тех пор, пока под Пермью не разбился "Боинг" аэрофлотовской "дочки". А к тому моменту, когда в авиакомпанию пришел новый генеральный директор Виталий Савельев, "Аэрофлот" вывел из парка неэффективные самолеты советского производства, параллельно пополнив флот новыми самолетами А330 и А320. Новая коммерческая команда национального перевозчика начала эксплуатировать их по полной программе. Тем более, что коммерческим директором в прошлом году назначили человека, связанного с туристическим рынком, - Андрея Калмыкова. На рынке тут же заметили: "Аэрофлот" вернулся в туризм. Сперва "Аэрофлот" вспомнил сам и напомнил всем присутствующим, что он является назначенным перевозчиком на международных маршрутах. А это значит, что именно он может определять, кому летать, а кому не летать чартерным образом на принадлежащих ему направлениях. Авиакомпания отказала конкурентам в чартерных программах, а Росавиация это решение поддержала. Вот простой пример: еще год назад "Аэрофлот" выполнял 5-7 рейсов в неделю в Таиланд, а в этом сезоне - уже от 14 до 19 рейсов. Подвинув региональных перевозчиков типа "Ямала", "Татарстана" и прочих, которые в высокий сезон обслуживают турпотоки, "Аэрофлот" почти догнал "Трансаэро". Последняя еще несколько лет назад смогла перевести свои чартеры в разряд регулярных рейсов и стать первой на рынке авиакомпанией, удачно совместившей туристический бизнес и деловые направления. Теперь, с приходом на эту "поляну" "Аэрофлота", "Трансаэро" активно развивается в регионах, открывая регулярные рейсы по туристическим направлениям из российской глубинки. Эксперты отрасли говорят: за год авиационный туристический рынок стал более цивилизованным. Работать с такими грандами, как "Аэрофлот" и "Трансаэро", надежно. Но дорого: тот же "Аэрофлот" выставляет жесткие санкции за отказ от блоков мест на своих рейсах и вообще "торгует" направлениями на тендере: кто больше заплатит, тот и получит кресла в его самолетах. Отчасти именно это способствовало увеличению доли иностранных авиакомпаний на туристическом рынке России. По словам туроператоров, иностранцы дешевле и мягче в переговорах. Да и "Аэрофлот" тут помог: ведь рынок международных перевозок регулируется межправительственными соглашениями. А это значит, что при увеличении количества рейсов "Аэрофлота", "Трансаэро" или любого другого назначенного перевозчика, следует аналогичный ответ со стороны иностранных компаний. Возможно, уже в этом году на рынке будет переизбыток предложения от авиакомпаний - иностранных, "Аэрофлота", "Трансаэро". Да и те самые небольшие российские перевозчики наверняка будут биться за место под солнцем, пытаясь демпинговать, привлекать клиентов если не именем, то ценой. А для туристов это хорошая новость: путевки могут подешеветь.