Крайнее возмущение позицией «Аэрофлота» по поводу возврата денег за аннулированные билеты в Токио выразили не только российские, но и японские туроператоры. И если российские компании, по понятным причинам, предпочитают не высказываться публично, то японские даже написали письмо послу России в Токио. С просьбой произвести возврат средств за аннулированные билеты в Японию российские туроператоры начали обращаться в «Аэрофлот» с 14 марта. Напомним, что 12 марта МИД РФ и Ростуризм выступили с рекомендациями воздержаться от поездок в Японию. В ответ на обращения турфирм «Аэрофлот» разослал обычное электронное письмо такого содержания: «В связи с кризисной ситуацией в Японии, вызванной землетрясениями, разрешается осуществлять возврат по авиабилетам на рейсы «Аэрофлота» в/из Токио с вылетом до 20 марта 2011 года включительно и перебронирование с этих рейсов на другие даты с вылетом до 25 апреля 2011 года включительно без доплат и штрафных санкций». А далее туроператоров отсылали на архив информационной рассылки на сайте old.aeroflot, из которой следовало, что за групповые билеты авиакомпания деньги вообще возвращать не хочет, а предлагает переносить даты поездок. Фактически это означает стопроцентный штраф за аннуляцию групповых билетов. В создавшейся ситуации трудно даже предположить, на какой период может быть перенесен тур. А самое главное, что совершенно нереально второй раз собрать на одну дату вылета всех тех людей, которые значатся в групповом бронировании – у каждого туроператора их может от 10 до нескольких десятков человек. То есть «Аэрофлот» цинично предложил своим партнерам заведомо невыполнимый вариант. При этом надо учитывать, что аннуляции идут на всю глубину продажи туров – до августа 2011 года. А туроператоры в соответствии со статьей 14 закона «Об основах туристской деятельности» должны вернуть туристам полную стоимость неосуществленных туров. Даже японские турфирмы расценили такое поведение российского национального перевозчика как попытку нажиться на горе и трагедии жителей Японии. Турфирма JIC Travel Center, ежегодно отправляющая в Россию около 4 тыс. японских туристов и принимающая 2 тыс. россиян, направила послу России в Токио Михаилу Белому официальное письмо, где выразила возмущение поведением «Аэрофлота». «…мы возвращаем нашим российским партнерам переведенным нам денежные суммы на обслуживание несостоявшихся туров по Японии без каких-либо штрафных санкций. Японская авиакомпания JAL также возвращает туристам и агентствам полную стоимость авиабилетов без каких-либо удержаний, – говорится в письме. – Получается совершенно парадоксальная ситуация, когда государственные органы выпускают рекомендации о временном прекращении поездок в Японию, а национальный перевозчик России не собирается возвращать деньги за авиабилеты». Японский туроператор обратился к послу России и к правительству Российской Федерации с требованием провести государственное расследование и отменить грабительские санкции «Аэрофлота» по аннуляциям авиабилетов в Японию. Президент компании JIC Travel Center Фушида Масаёши считает, что билеты должны аннулироваться без штрафов, как минимум, в течение 30 дней с момента землетрясения или до отмены рекомендаций воздержаться от поездок в Японию. В минувшую пятницу, во второй половине дня, эту историю «выпустила» в средства массовой информации пресс-служба Российского союза туриндустрии. В тот же день после 22 часов последовала реакция «Аэрофлота». Директор департамента связей с общественностью авиакомпании Андрей Согрин заявил в эфире «Эхо Москвы», что официальное заявление по этому вопросу появится в понедельник. Он также подчеркнул, что «Аэрофлот» всегда действует в рамках закона и, кроме того, не намерен портить отношения со своими партнерами – туроператорами. Немногим позже РИА «Новости» распространило информацию, что пассажирам «Аэрофлота» вернут полную стоимость билетов до Токио, о чем агентству сообщили в авиакомпании, подчеркнув, что пока речь идет о билетах с вылетом до 31 марта. После этой даты представители «Аэрофлота» «вновь вернутся к данному вопросу и примут решение в зависимости от ситуации». Но это пока разговоры. Туроператоры ждут официального сообщения авиакомпании.