«Аэрофлот» завершил сделку по продаже «Норникелю» авиакомпании «Нордавиа». Итоговая стоимость перевозчика составила $207 млн., рассказал источник, знакомый с деталями контракта, но «Норникель» заплатит «Аэрофлоту» только $7 млн. Это стоимость акционерного капитала, которую «Аэрофлот» получит в виде денежных средств, остальная часть – долги «Нордавиа». В «Норникеле» от комментариев отказались, но собеседник «Коммерсанта» в компании подтвердил, что сделка вышла на «заключительный этап». ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» в 2010 году перевезло 1,4 млн. пассажиров (16 место среди российских авиакомпаний). Базовые аэропорты – московский «Шереметьево», Архангельск и Мурманск. На 100% принадлежит «Аэрофлоту». В парке 15 самолетов Boeing 737-500 и четыре Ан-24. В результате сделки из отчетности группы по МСФО за 2011 год будут деконсолидированы $200 млн. обязательств, хотя по итогам 2009 года долги «Нордавиа» по РСБУ составляли всего около $60 млн. Как объяснил «Ъ» один из топ-менеджеров авиакомпании, «Аэрофлот» включил в долг «Нордавиа» дисконтированную стоимость обязательств по операционному лизингу самолетов, то есть все будущие платежи по лизингу техники, которые не отражаются в российской отчетности. «Другие компании обычно не относят это к долгу, но «Аэрофлот» эти суммы учитывает», – сказал собеседник «Ъ». Кроме того, от продажи «Нордавиа» в «Аэрофлоте» ожидают увеличения финансового результата группы компаний в 2011 году в размере до $60 млн. за счет исключения накопленного убытка региональной авиакомпании. Переговоры о сделке по продаже «Нордавиа» велись с конца 2010 года. «Аэрофлот» принял решение избавиться от авиакомпании, так как в 2011 году должен получить авиаактивы госкорпорации «Ростехнологии», в числе которых авиакомпания «Россия» (бывшая ГТК «Россия»), тоже работающая, как и «Нордавиа», в Северо-Западном регионе. Единственным претендентом на авиакомпанию стал «Норникель». ГМК никогда не раскрывала свою стратегию в отношении «Нордавиа», но эксперты связывали ее интерес к перевозчику с наличием у «Норникеля» собственной авиакомпании «Таймыр». Ее объединение с «Нордавиа» могло бы вывести компанию в топ-10 российских перевозчиков. В случае срыва сделки «Аэрофлот» был готов обанкротить «Нордавиа». Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» отмечает, что среди дочерних компаний «Аэрофлота» только «Нордавиа» была убыточной ($9 млн. за девять месяцев 2010 года). Но в 2011 году авиакомпания могла выйти в ноль или даже принести прибыль из-за возрастающего пассажиропотока, полагает аналитик. Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий добавляет, что неудовлетворительное состояние «Нордавиа» является, по сути, неудачным примером работы «Аэрофлота» с дочерней авиакомпанией. В свете присоединения к «Аэрофлоту» шести авиакомпаний «Ростехнологий», поясняет эксперт, «важно не допустить повторения такой ситуации».