Как выяснил “Ъ”, «Аэрофлот», сильно пострадавший от последствий коронавируса, договорился с «ВТБ Лизингом» о переносе лизинговых платежей по 67 самолетам (19% парка группы) с апреля—сентября 2020 года на июль 2021 года. Договоренность стала первой известной на российском авиарынке. Пока неясно, пойдут ли на подобные уступки другие лизингодатели группы и остальных перевозчиков. Без отсрочки или реструктуризации платежей отрасли грозит коллапс.
«ВТБ Лизинг» на полгода вводит лизинговые каникулы для «Аэрофлота», рассказали “Ъ” два источника на лизинговом рынке. С апреля до конца сентября лизингодатель не будет взимать с авиакомпании лизинговые платежи по 67 самолетам, находящимся в эксплуатации у перевозчика.
Аэрофлот выплатит образовавшуюся задолженность в июле 2021 года, в середине высокого сезона, когда международные направления должны открыться, а полученной авиакомпанией выручки от проданных билетов хватит на ее погашение.
По оценке собеседников “Ъ”, сумма составит $180–220 млн. По данным “Ъ”, речь идет о самолетах, находящихся в парке разных компаний группы. Так, отсрочка будет получена «Аэрофлотом» по 50 Boeing 737NG (большая часть — у «Победы»), четырем Boeing 747 (у авиакомпании «Россия», ранее находились в парке «Трансаэро»), двум Boeing 777, девяти Airbus A319 (часть из них — в парке «Авроры»), одному A320 и одному самолету A330.
«Аэрофлот» ведет переговоры и с другими лизингодателями, добавил собеседник “Ъ”, но их названия не уточнил. В отчетности «Аэрофлота» нельзя сделать вывод о всех лизингодателях, но в их числе упоминаются структуры Сбербанка (в частности, по десять Boeing 737), Государственной транспортной лизинговой компании (два Boeing 777, четыре A320), «ВЭБ-лизинг» (пять SSJ), Dikkys Investment Ltd (пять A320).
Неясно, последуют ли другие государственные лизинговые компании примеру ВТБ.
В ВТБ сказали, что платежи «Аэрофлота» будут реструктуризированы, условия не раскрывают. Гендиректор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер подчеркнул, что компания первой на рынке пошла на проведение крупной реструктуризации. В «Аэрофлоте» не комментируют ситуацию.
По словам источников “Ъ” на рынке, «Аэрофлот» также ведет переговоры с топливозаправочными компаниями об изменении условий работы и переходе на постоплату с существующей сейчас предоплаты. «После ухода с рынка "Трансаэро" и "Вим-Авиа" топливозаправщики не доверяют авиакомпаниям: ушедшие с рынка перевозчики перед остановкой полетов не платили топливным компаниям»,— объясняет собеседник “Ъ”. По информации “Ъ”, переговоры ведутся с дочерними компаниями «Роснефти», «Газпрома» и ЛУКОЙЛа.
Источник “Ъ” на рынке авиаперевозок считает, что «Аэрофлоту» предстоят сложнейшие полгода, даже несмотря на отсрочку платежей, полученную от «ВТБ Лизинга». С начала марта пассажиропоток на внутренних рейсах уже упал на 15%. «Международные линии закрыты, и на внутреннем рынке ожидается сумасшедшая конкуренция. При наличии большого числа конкурентов "Аэрофлот" выберет лишь небольшая часть клиентов, привыкших летать с повышенным комфортом. Большая часть пассажиров будет выбирать более дешевые перевозки других авиакомпаний»,— уверен собеседник “Ъ”. Также авиакомпании придется сокращать число рейсов по действующим направлениям из-за снижения транзитного пассажиропотока. Так, на направлении Москва—Санкт-Петербург в последние годы летало большое число китайских клиентов, которых в ближайшие месяцы у «Аэрофлота» просто не будет. «Компания может попробовать раскатать новые направления, но поначалу они будут убыточны, а с учетом полного отказа авиакомпании от рекламы на фоне коронавируса раскатать их быстро будет весьма непросто»,— замечает собеседник “Ъ” на рынке.
Все игроки рынка признают, что ведут переговоры с лизингодателями о реструктуризации платежей.
В S7 говорят, что ведут работу над эффективным сокращением расходов: «В том числе рассматриваем варианты реструктуризации договоров со всеми ключевыми контрагентами, включая лизингодателей воздушных судов». В «Уральских авиалиниях» говорят, что налет в среднем снизился на 20%, но все самолеты компании летают. Компания также ведет переговоры с лизингодателями и кредиторами о смягчении условий. Переговоры с лизинговыми компаниями ведет также Smartavia, у которой на земле на данный момент находится только один самолет, проходящий модернизацию. Наиболее пострадавшие участники рынка — чартерные авиакомпании Azur, Royal Flight, IFly, которые фактически оставили полеты,— не ответили “Ъ”.
Глава Infomost Борис Рыбак отметил, что отсрочка существенно облегчит положение «Аэрофлота» в этом году. «Все лизингодатели должны последовать этому примеру, чтобы спасти отрасль»,— считает он.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что риски группы «Аэрофлот» при обслуживании внутренних рейсов диверсифицированы, так как авиакомпании «Победа» и «Россия» работают в сегменте менее дорогих перевозок. Он полагает, что у «Аэрофлота» в силу статуса и относительной устойчивости есть шанс договориться с топливозаправщиками, чего нельзя сказать об остальных игроках рынка авиаперевозок. При этом у конкурентов «Аэрофлота» тоже есть шансы договориться с лизингодателями: в 2015 году отсрочку по платежам получали, например, «Уральские авиалинии». «В целом смягчение условий — вопрос переговоров, и повезет далеко не всем»,— говорит эксперт.
Герман Костринский
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ