В страну возвращаются последние туристы. С понедельника Россия ограничила авиасообщение с зарубежными государствами. Рейсы сохранились в некоторые европейские столицы, но только в том случае, если принимающая сторона не закрыла авиасообщение. “Ъ FM” поговорил с аэропортами и пассажирами о том, какие меры по борьбе с коронавирусом принимаются. Подробности — у Владислава Викторова и Елены Ивановой.
Меры безопасности у столичных аэропортов похожи. Как рассказали “Ъ FM” в Домодедово и Внуково, всем пассажирам еще в самолете выдают анкеты, в которых нужно внести личную информацию. По прилете туристам измеряют температуру, порой даже дважды — на борту и в здании аэропорта. Тех, у кого повышенная, сразу отправляют к медикам. Туристов из Италии, Испании, Германии и других потенциально опасных стран направляют по специальным коридорам. Там сотрудники Роспотребнадзора собирают анкеты и дают рекомендации по карантину. Москвичка Марина была приятно удивлена: «Просили обязательно быть в маске по всему пути следования домой. Везде, где мы проходили, были специальные санитарные коврики, смоченные дезсоставом. Все, кто у нас собирал анкеты, были в специальных костюмах, в масках. Действительно походило на серьезный санитарный барьер».
Пассажиров, которые летят в другие регионы страны с пересадкой в Москве, видимо, проверяют менее тщательно. Как рассказала “Ъ FM” туристка Екатерина, которая возвращалась из Рима в Калининград через столичный аэропорт, в транзитной зоне меры предосторожности порой игнорируют: «Во всех аэропортах в Италии женщина специальная ходит с рупором и говорит, чтобы люди дистанцию соблюдали в метр. Тут же всем пофиг. В ресторанах работают без перчаток, без масок, принимают и наличные. Даже про дистанцию речь не идет. Все люди заходят, кучкуются, как сардины в банке».
Проверить, насколько тщательно сотрудники измеряют пассажирам температуру, сложно, как и верность полученных данных. Никаких тестов на вирус туристам не делают, по крайней мере, собеседники “Ъ FM” с таким не сталкивались. И за тем, насколько добросовестно пассажиры заполняют анкеты, никто не следит, говорит москвичка Виктория, которая вернулась в столицу в воскресенье: «Некоторые добросовестно вносили все свои данные, некоторые писали какие-то вымышленные имена, а некоторые даже не притронулись к этой анкете. Не проверял никто. Кстати, в этой анкете в конце есть такая пометочка, что мы оповещены о последствиях дачи ложных сведений».
А насколько быстро обрабатывают анкеты? Как показывает практика, иногда на это уходит две недели — как раз те, которые турист должен был соблюдать карантин. Сообщения обычно приходят на телефон. Карина несколько дней назад прилетела из Испании, однако предупреждение пока не получила: «Никаких анализов не было, ни о чем нас нигде не предупреждали. 20 числа, получается, мы прилетели. Части людей, которая была на этом рейсе, пришла информация, СМС от МЧС о том, что вы должны находиться на карантине в течение 14 дней. Мне пока такая не пришла».
В целом ситуацию с проверками в столичных аэропортах можно описать фразой «как повезет». В регионах все порой еще хуже. На днях курьезный случай произошел в Красноярске — там 600 человек, прилетевших из Таиланда, встретили всего три сотрудника Роспотребнадзора. Ждать несколько часов туристы не стали, прорвали оцепление и сбежали. Некоторые остались, но позже выяснилось, что постановлений о карантине на всех не хватает.
Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ