...А агентства ищут решение проблем собственными силами

Турагентства, которые стали заложниками проблем «РоссТура», всю последнюю неделю консультируются с юристами, объединяются на разных площадках в соцсетях и мессенджерах, чтобы поддержать друг друга, обменяться личным опытом, а также донести до общественности мысль, что они не виноваты в произошедшем, но вновь оказались «крайними».

Одним из самых активных стал закрытый чат в Telegram, созданный юристами компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры». Он объединил более 500 специалистов, большинство из которых пострадали от действий «РоссТура». Также в сообщество вступили агенты, набившие «шишки» на аналогичной ситуации с «Поларом» – они, как и присутствующие в чате юристы, дают советы, как действовать в сложившейся ситуации, чтобы вернуть деньги туристов, избежать исков, обезопасить свой бизнес в дальнейшем.

Как RATA-news уже писала, после того, как Coral Travel, Sunmar, «Пегас Туристик» и «Интурист» отключили «РоссТур» от своих систем бронирования, тот прислал инструкцию для партнеров с просьбой повторно внести деньги по заявкам туристов напрямую операторам.

«У нас были и частично оплаченные заявки, и полностью неоплаченные, – рассказал RATA-news директор одного из агентств под вывеской «РоссТур» в Екатеринбурге Сергей Шелест. – Туристы по ним самостоятельно внесли деньги повторно из своего кармана – напрямую оператору. Мы эти чеки прикладываем сейчас к заявке в личный кабинет и скидываем заявление внутреннего образца на определенную почту. После чего приходит ответ от «РоссТура», что срок рассмотрения заявлений – 30 календарных дней».

Во многих случаях повторно заявки оплачивают не туристы, а сами агенты. По словам руководителя компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Александра Байбородина, таких агентов немало. «Кто-то не хочет терять туристов. Агентства из маленьких городов опасаются, что пойдут слухи об их ненадежности, им будут угрожать или по заявлению в полицию в их офис придут с ОМОНом», – объяснил собеседник мотивы предпринимателей.

«К сожалению, турагенты, пообщавшись со своими юристами, приходят к выводу, что никак не защищены от беспредела, – комментирует Сергей Шелест. – Центры бронирования лопаются, закон к ним не применяется. Турагенты понимают, что если туристы подадут на них в суд и выиграют, то они будут вынуждены выплатить и потерянные туристами суммы, плюс моральный ущерб, судебные издержки».

«В этом бизнесе нет больших денег. Кто-то вынужден распродавать имущество, чтобы расплатиться с туристами, в страхе попасть на еще большие деньги. Не заплатят, скорее всего, только те, у кого очень большие долги, у кого заявок на миллион рублей и больше. Не продавать же квартиру, где тогда жить? Они, скорее всего, будут судиться», – пояснил он RATA-news.

По словам агентств, в их личных кабинетах на сайте «РоссТура» все это время царит неразбериха. Аннулировались заявки не только четырех операторов, отключивших его от систем бронирования, но и других. Брони, даже оплаченные, просто исчезали, а потом возвращались снова. Агенты сталкивались с нежеланием операторов контактировать напрямую.

Общаться с кураторами от «РоссТура» тоже стало сложно. «Особой помощи нет, – рассказал Сергей Шелест. – Я ездил в офис лично, и если раньше там сидело восемь кураторов, то сейчас человека три максимум. Они не справляются с потоком, который на них свалился. Если раньше мы там могли задать любой вопрос и знали, что на него ответят в течение получаса, то сейчас можно ждать несколько дней, проще самим ехать в офис и дождаться очереди».

По словам собеседника, их ближайшие туристы по двум заявкам у одного оператора должны вылетать на отдых 19 октября. Одна из них была оплачена «РоссТуром» полностью, вторая – частично. На бронь 20 октября другому оператору не было внесено вообще ничего, и туристы заплатили напрямую повторно. «Сумму пришлось уточнять, – сказал Сергей Шелест. – «РоссТур» сейчас говорит, что будет рассматривать наши заявления на возврат, но по некоторым заявкам уже идет неразбериха, и многие коллеги также об этом говорят. Я, например, лично писал одному из операторов, просил сообщить, какая сумма была перечислена ему от «РоссТура», но мне не смогли сказать точно, так как деньги шли через какие-то терминалы, от физлиц... Отследить, кто именно произвел оплату, туроператоры не могут. Более того, у оператора складывается впечатление, что заявка оплачена «РоссТуром», хотя на самом деле им оплачена только часть, а остальное – непосредственно туристом».

Естественно, что новые заявки в сложившейся ситуации никто создавать не рискнет. «Я, по крайней мере, об этом не слышал», – сказал Сергей Шелест. Но уже известно, что некоторые агентства спешно снимают вывески, перекрашивают стены в офисе, меняют названия, чтобы перестать ассоциироваться с «РоссТуром» и остаться на рынке. Заключают с операторами прямые договоры.

Другие готовы биться за восстановление справедливости, объединяются в своих городах, чтобы подать против «РоссТура» коллективные иски. На сайте change.org создано две петиции в поддержку пострадавших агентств. Одну, в адрес президента РФ, подписало более 700 человек, вторую, без конкретного адресата, подписали более 300 человек. «Люди в отчаянии – и туристы, и турагенты, которым приходится нести ответственность за преступные действия тех людей, которые присвоили их деньги. У людей паника, нервные срывы, истерика, разлады в семьях, бессонные ночи – все это трудно передать словами», – говорится в одной из петиций.

В петиции президенту отмечается, что обращения в Ростуризм и Роспотребнадзор ни к чему не привели: «Деятельность турагента – промежуточного звена между туристом и туроператором – находится вне компетенции этих ведомств. Многие турагенты являются индивидуальными предпринимателями, отвечают по обязательствам всем своим имуществом, и туристы предъявляют к ним требования в 20-30 раз больше их реального заработка по конкретным сделкам», – говорится в петиции.

Пострадавшие агентства не скрывают, что хотели бы увидеть директора «РоссТура» Александра Недополза за решеткой. Люди раздавлены и разочарованы так сильно, что, решив проблемы своих туристов по вине «РоссТура», готовы уйти с рынка и искать себя в другой сфере.

Александр Байбородин считает, что у агентов все же есть несколько способов восстановить справедливость. Можно обратиться с иском о взыскании задолженности с «РоссТура» в арбитражный суд от своего имени или пойти в мировой или районный – от имени туриста с иском к туроператору, указанному в договоре, или к страховщику «РоссТура». Однако с последним нет ясности относительно действия фингарантий – деятельность компании не прекращена, а значит, страховой случай не наступил. Кроме того, «РоссТур» в большинстве случаев не указан в договорах с туристами в качестве оператора. В будущем, чтобы избежать подобных проблем, г-н Байбородин рекомендует агентам более тщательно выбирать партнеров, работать в форме ООО, а не ИП, у которого больше рисков, и по современному договору, в котором прописано участие центра бронирования.

Анна Вальцева, RATA-news

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Происшествия»

Март 23, 2024 - 16:53

В связи с решением Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова по итогам проведения заседания Оперативного штаба,  в знак солидарности с пострадавшими и скорби с погибшими в теракте в Подмосковье, переносится проведение увеселительных мероприятий, запланированных на 23 и 24 марта.

 

Март 18, 2024 - 11:42

Таможенники пресекли нелегальную пересылку в США 25 ампул с психотропным веществом.

 

Март 18, 2024 - 10:56

Лавина сошла на туристическую группу в составе 11 человек на Камчатке, двое из них не смогли выбраться. Об этом сообщили в ГУ МЧС России по региону.

 

Март 17, 2024 - 16:32

Маломерное судно оказалось в неисправном состоянии, в результате чего произошла остановка силовой установки.