Лидеры sharing economy злоупотребляют позициями на рынке, порождая сервисы нового типа, которые не навязывают свои правила клиентам.
2010-е годы ознаменовали собой восход новой силы: uber-like агрегаторов, объединяющих на своей платформе миллионы поставщиков услуг и соединяющих их с десятками, сотнями миллионов покупателей. Uber, Booking.com, Airbnb и другие агрегаторы, действуя более эффективно, чем традиционные сети, используя новые технологии, устраняя лишних посредников, используя огромные инвестиционные ресурсы, неузнаваемо преобразуют потребительский и бизнес-ландшафт, создавая новую реальность. Они стали первой волной peer-to-peer (сеть, основанная на равноправии участников) связей, «децентрализацией 1.0».
Но в последние пару лет, добившись во многих странах и сегментах почти монопольного положения, они начали мигрировать в лагерь своих прежних соперников из централизованного мира, становясь флагманами глобализации, прибегая, так же как государства и традиционные глобальные корпорации, к манипуляциям и диктату. Глобализация же является центростремительной силой: вместо сотен мелких лавочек возникает один огромный супермаркет, вместо множества локальных сайтов возникает один Facebook. И вот уже эта централизованная сила начинает диктовать невыгодные условия местным фермерам от Таиланда до Израиля или влиять на пользователей, внушая через подбор содержания ленты требуемые эмоции или желания. Легко представить, как в интересах рекламодателей точно определенным целевым группам пользователей в соцсетях внушают, что им нужен тот или иной товар.
Глобализация ведет к росту социального неравенства. О последнем пишут ведущие исследовательские центры, заявляет ОЭСР, говорят на Всемирном экономическом форуме в Давосе. По данным международной гуманитарной организации Oxfam, благосостояние 1% самых богатых людей на Земле примерно равно благосостоянию остального населения планеты. При этом в 2018 году самые обеспеченные впервые могут оказаться богаче 99% остальных жителей мира.
Манипуляции и потеря свободы
Корневые узлы глобализованного мира — системы посредников, являются уязвимыми, подверженными к манипуляциям и несправедливым условиям. Банки, правительства, международные корпорации, облачные хранилища данных, регулярно становятся жертвами атак хакеров. Системы посредников непрозрачны, это black-box. Вы не знаете, почему ваш интернет-сервис такси выставляет вам в часы пик вместо обычных 250 рублей за поездку с работы домой — 550 рублей, а не 370, например. Компании Didi и Uber, после слияния в Китае, пользуясь монополизацией рынка подняли тарифы от 20% до 50%. Аппетиты посредников постоянно растут: комиссии за переводы денег достигают 17% от суммы, популярные такси-сервисы в США забирают у водителей уже более 30% от выручки.
Booking.com — один из наиболее популярных сервисов для путешественников, являясь типичной централизованной системой, все активнее навязывает условия отелям по ценам и комиссии. Обладая почти монопольным положением на глобальном travel-рынке, сервис в ультимативной форме в договорах обязывал отельеров предоставлять самые низкие цены и не распространять их на бронирование с помощью других каналов. Иначе это грозило блокировкой в системе. Во многих случаях это равнозначно выходу из бизнеса — для многих несетевых отелей Booking.com стал основным источником привлечения клиентов. По данным Института актуальной экономики, Booking.com — единственная в России система, обеспечивающая отелям 50% и более бронирований, при этом у небольших отелей на заказы с популярного сервиса приходится до 50% всех клиентов при комиссии до 25%. Постепенно, по мере усиления монопольного положения и под давлением акционеров компании, требующих роста прибыли, это может привести к тому, что Booking.com станет прямо диктовать тарифы отелям и комиссия будет расти дальше.
Uber, задав в начале 2000-х тенденцию sharing economy, все больше становится похожим на закрытую огромную корпорацию, нацеленную на извлечение прибыли любыми способами, включая эксплуатацию водителей и манипуляции с тарифами. Bloomberg пишет о том, что сервис пытается предугадать, какой максимальный тариф на поездку можно выставить для конкретного пассажира. Многие мировые медиа написали про случаи зависимости тарифа от состояния батареи пользователя. Все это в шаге от прямого обмана пользователей.
Airbnb, популярный агрегатор, когда-то само воплощение peer-to-peer экономики, где обычные люди сдают свое жилье другим обычным людям, стал глобальной корпорацией стоимостью более $30 млрд. Недавно произошел знаковый случай: Airbnb заблокировал аккаунты участников съезда правых движений в Шарлотсвилле, США. Компания заявила, что поведение националистических группировок противоречит ценностям Airbnb. Окей, сложно любить ультраправых националистов, фанатов конфедератов и рабовладения, но вдумайтесь: компания, близкая к монополии в своем секторе, навязывает свои ценности всем другим. Что будет дальше? Несогласные с движением против всемирного потепления или противники однополых браков тоже попадут в бан-листы компании? Если в случае Uber ситуация близка к обману, то здесь мы близки к потере свободы.
Перерождение агрегаторов и блокчейн
В ответ к стремлению государств и глобальных корпораций к тотальному контролю и управлению, перерождению первой волны агрегаторов в суперцентрализованную силу на наших глазах возникает и набирает силу новый мощный тренд децентрализации. Люди по всему миру хотят защитить свою свободу, эту ключевую для многих жизненную ценность. В этом смысле взрывной рост популярности блокчейна коррелирует с движением антиглобалистов, протокол bitTorrent с таким явлением, как Wikileaks. Occupy Wallstreet с Brexit и волнениями в Каталонии.
Идея «децентрализации 2.0» заключается не в том, чтобы разрушить централизованные системы. Ее смысл в том, что в дополнение к ним построить дополнительные peer-to-peer отношения, основанные на умных, независимых алгоритмах и контрактах, и, сохраняя сильные стороны существующих систем, уменьшить зависимость людей от посредников.
Самым мощным проявлением децентрализации сегодня можно назвать блокчейн, одно из выдающихся изобретений за много лет. Сравнить его по силе можно с появлением самого интернета. Блокчейн как технология несет огромный потенциал для бизнеса, общества и каждого из нас лично. Сегодня точка сингулярности находится в блокчейне, это передовой край прогресса и всей цивилизации. Забавно наблюдать, как взлет криптовалют (так, курс биткоина 12 октября впервые превысил $5100) вызывает смешанные чувства у финансовых институтов, этих оплотов глобализации. Крупные международные банки то пытаются объединиться в альянс для развития Ethereum, то глава JP Morgan Джейми Даймон в сентябре 2017 года говорит, что биткоин — это «мошенничество и хуже, чем тюльпанная лихорадка». Глава Сбербанка Герман Греф призывает легализовать криптовалюты, руководитель Центробанка Эльвира Набиуллина приравнивает их к финансовым пирамидам. Очевидно, что финансовая элита чувствует мощный потенциал технологии и разрывается между страхом оказаться за бортом прогресса и желанием сохранить максимальный контроль над обществом.
Профессор университета в Торонто Дон Тапскотт в своем выступлении на TED, описывая воображаемый децентрализованный аналог Airbnb, описал абстрактное распределенное приложение в блокчейне, владельцами которого были бы все владельцы комнат для сдачи в аренду. Представьте: когда нужно снять комнату, обращаетесь к базе данных на блокчейне, вводите критерии, происходит отсев, находится подходящая комната, блокчейн помогает с договором, обозначает стороны, занимается оплатой по цифровым каналам, встроенным в систему. Такой сервис даже может управлять репутацией: если комнату оценивают на пять звезд, она в системе с достоверной оценкой. Система работала бы на основе смарт-контрактов, без единого центра и с минимальными комиссиями. Возможность появления таких сервисов с каждым годом становится все более реальной.
Распространение «децентрализации 2.0»
Электронная почта доходит до другого края Земли за секунды и бесплатно. Денежные переводы внутри одного города могут идти несколько дней, а комиссия может составлять до 10-20%. Это очевидное поле для появления решений нового поколения, и они появляются. В США и Филиппинах работает приложение Abra для перевода денег на основе блокчейн с комиссией всего 2%. Многие филиппинцы работают за рубежом и отправляют деньги обратно домой при любой возможности. Abra позволяет пользователям сделать это с помощью биткоинов, даже для счетов, которые финансируются за счет регулярного банковского перевода.
Децентрализация проникает даже в шоу-бизнес. Имоджен Хип, автор и исполнительница песен, лауреат премии Grammy, в 2016 инициировала проект «Мицелий», где музыка распространяется на основе смарт-контрактов Ethereum. Хотите послушать песню? Это либо бесплатно, либо стоит микроценты, идущие на цифровой счет. Хотите вставить песню в фильм, условия меняются, и все права интеллектуальной собственности специально оговорены. Создать мелодию для звонка – условия другие. Песня на этой платформе сама продается и сама защищает свои авторские права. Так как у песни есть платежная система, все деньги возвращаются к артисту, и сами артисты контролируют всю индустрию вместо могущественных посредников.
В транспортной сфере уже есть сервисы, в частности BlaBlaCar и наш, которые наиболее близки к понятию «децентрализованный сервис»: в них цены формируются водителем и пассажирами без участия сервиса.
Я уверен, что децентрализация надвигается, как цунами. Можно посоветовать тем, кто планирует новые проекты, стартапы учитывать этот фактор в своих бизнес-моделях. Рано или поздно децентрализация придет в госуправление, в финансы, недвижимость, страхование, транспорт — во все ключевые сферы, и, найдя баланс с централизованными структурами, будет поддерживать прозрачность, свободу и скорость. Возможно, впервые в истории человечества люди по всему миру смогут доверять друг другу и сотрудничать на равных, и это один из самых сильных трендов в развитии цивилизации в ближайшие 20-30 лет.
Фото Фото Getty Images/Forbos.ru