Специалисты АТОР попробовали разобраться в реализации мер поддержки авиаотрасли, и среди терминов вроде "пассажирооборот" и "пассажирокилометров" обнаружили, что снижение стоимости авиабилетов как-то превратилось в компенсацию операционных затрат авиакомпаний.
Правительство спрогнозировало падение внутреннего пассажирооборота в летний сезон на 23%. Распоряжение правительства о выделении 100 млрд рублей на поддержку авиаотрасли предполагает пассажирооборот в 90 млрд пассажирокилометров до октября 2022 года.
Это на 23% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Механизм поддержки оказался не совсем таким, как его ранее описывал Минтранс и совсем не таким, как его видел Президент.
Правительство дало старт реализации новому механизму поддержки авиаперевозчиков. Распоряжением от 21 апреля 2022 года №961-р выделяется сумма в 100 млрд рублей на частичную компенсацию расходов на организацию полетов внутри страны.
Документ подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным и опубликован на официальном портале правительства РФ. Программа компенсации расходов перевозчиков начнет действовать уже в апреле и продлится до октября включительно, – говорится в сообщении на сайте.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРЕДПОЛАГАЮТ СУБСИДИИ НА ОПЕРАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сам документ предписывает «выделить в 2022 году Росавиации в целях предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям для возмещения операционных расходов на осуществление перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия бюджетные ассигнования в размере 100 000 000 тыс. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации».
Однако ранее, в начале апреля, министр транспорта Виталий Савельев, раскрывая принцип программы, заявлял, что деньги будут выделены с конкретным целевым назначением: на перевозку как можно большего количества пассажиров.
«Хочу подчеркнуть: компании получат не прямую субсидию «на себя», а именно за перевозку пассажиров. Что, на наш взгляд, должно стимулировать компании в организации перевозок пассажиров», – говорил министр.
Решение оказать помощь перевозчикам принято по указанию президента и является частью комплекса мер поддержки экономики в условиях внешних санкций, говорится на сайте Правительства.
Однако указание президента и вовсе предполагало прямую компенсацию стоимости авиабилетов на внутренних рейсах, а не «компенсацию расходов на операционную деятельность авиакомпаний».
«Прошу правительство запустить... программу компенсации части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах», – напомним, что именно так дословно звучала фраза Владимира Путина.
ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПАССАЖИРОКИЛОМЕТРЫ НА ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ МЕНЬШЕ ПРОШЛОГОДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Согласно сообщению на сайте правительства, размер субсидии каждой конкретной авиакомпании будет определяться исходя из объема пассажирских перевозок. Средства будут перечисляться ежемесячно. Однако в самом распоряжении о механизме распределения бюджетных ассигнований вообще ничего не сказано.
«Рассчитываем, что такая мера позволит сохранить пассажирские перевозки на внутренних авиалиниях на уровне прошлого года. И стоимость билетов на перелеты останется доступной для десятков миллионов наших граждан», – отметил Михаил Мишустин на заседании Правительства 21 апреля.
Вместе с тем, из опубликованного документа не следует напрямую, что перевозчики обязаны тратить бюджетные деньги именно на удешевление авиабилетов.
Субсидии даются авиакомпаниям на компенсацию их операционных расходов (то есть, в том числе, на выплату зарплат персоналу). А о том, что средства будут выделены только в случае достижения ранее озвученных целей – перевозки 100 млн пассажиров в 2022 году (количественный показатель) – в документе тоже ничего не сказано.
Вместо этого в самом тексте документа применена обтекаемая формулировка «имея в виду». Согласно распоряжению правительства, субсидии выделяются Росавиации «имея в виду обеспечение пассажирооборота в размере не менее 90 млрд. пассажирокилометров за апрель - октябрь 2022 года».
То есть заявленный показатель не является обязательным условием получения поддержки каждой компании, а просто обозначенной «целью» всей программы субсидирования.
ВО ВНУТРЕННИХ ПЕРЕВОЗКАХ ПРОГНОЗИРУЕТСЯ СПАД
Подчеркнем, что пассажирооборот, выражаемый в пассажирокилометрах – это вообще довольно редко «выплывающий на поверхность» деятельности гражданской авиации. Пассажирокилометр – это произведение количества перевезенных пассажиров на то расстояние, на которое их перевезли.
Напрямую судить по пассажирообороту о количестве перевезенных пассажиров нельзя (потому что в нем есть переменная расстояния – все зависит от маршрутной сети и ее использования), так что он комплексно характеризует объем и интенсивность перевозок.
В прошлом 2021 году пассажирооборот за апрель-октябрь составил на внутренних линиях 116,5 млрд пассажирокилометров. Соответственно, в планах правительства сохранение объема и интенсивности пассажирских перевозок только на 77% от прошлогоднего – ведь в 2022 году на апрель-октябрь запланировано только 90 млрд пассажирокилометров.
Но по мнению экспертов авиарынка, внутренний пассажирооборот может по итогам года может оказаться еще ниже указанных цифр. Рынок потеряет как минимум значительную часть внутренних пассажиров из регионов, которые летели за рубеж через Москву и Санкт-Петербург – цены на отдых и ограниченное количество рейсов пока не способствуют активному выездному туризму.
По усредненным оценкам доля транзитного пассажиропотока (вместе со скрытым транзитом) могла достигать 30-40% от общего объема пассажиропотока столичных аэропортов – то есть до 15 млн из числа только пассажиров аэропортов московского авиационного узла в 2021 году.
Фото (с) fb.ru