Проект аквабусов в Петербурге снова «дал течь». Как и ровно год назад, капитаны двух линий «водных маршруток» вышли на забастовку. Повод оказался тоже «старым»: задержка зарплаты и сложные финансовые отношения перевозчика со Смольным. Власти не намерены оставлять демарш без последствий.
Перебои в работе аквабусов на «Центральной» и «Невской» линиях начались еще во вторник, 14 августа. Спустя сутки дело приняло серьезный оборот: с 11 часов утра 15 августа капитаны судов обеих линий отказались работать и на маршруты вышли только в 20.00. Пассажиры, скорее всего, почти не ощутили «серьезность момента»: в эти дни и так периодически возникают перерывы в движении из-за водных экологических учений.
Водные процедуры
Комитет по транспорту запросил объяснительную от перевозчика – ООО «Интер Яхт Сервис». В поступившей 16 августа «докладной» говорится, что зачинщиком забастовки стал один из сотрудников, за которым потянулись капитаны и их помощники. Причина, сообщается в документе, – конфликт между руководством и коллективом.
О сути спора недовольные работники рассказали телеканалу 100ТВ. По их словам, возмущение вызывают ежедневные переработки капитанов и матросов, вместо полноценных зарплат людей «кормят» авансами, питание не предоставляют, а сами аквабусы нерегулярно проходят техобслуживание.
Эти факты «БалтИнфо» в целом подтвердил один из руководителей «Интер Яхт Сервис» Денис Синочкин. Правда, по его словам, с зарплатой проблемы начались только в августе (с его слов, обычно плавсостав получал деньги на руки каждый день). Средств не хватает и на техобслуживание судов. Но винит он в этом не свою компанию, а тот факт, что она не может добиться субсидии на перевозку из городского бюджета.
Дело в том, что перевозчик отказался подписывать документы по расчетам этих выплат по новой формуле, которую предложил Смольный. Размер субсидии, пояснил Синочкин, – это, грубо говоря, разница между затратами перевозчика на функционирование «водных маршруток» и выручкой от продажи билетов. По идее, чем меньше катера перевезли пассажиров, тем больше должна быть субсидия, которая возмещает убытки.
В прошлом году такое соотношение более-менее соблюдалось. Но недавно комитет по транспорту выставил новые условия. С одной стороны, жизнь перевозчика упростилась: раньше судовладельцы представляли в комитет документы по покупке запчастей, ремонту катеров и так далее, а чиновники проводили их экспертизу. Сейчас все эти затраты включили в норматив, на основе которого рассчитывается субсидия. Вот только данные по пассажиропотоку (а это, как говорилось выше, важный показатель для расчета субсидии) принимаются не «по факту», а исходя из прошлогодних цифр.
«Интер Яхт Сервис» не согласился с этими условиями и отказался подписывать допсоглашение к основному договору. Перевозчик напоминает, что проезд в аквабусах в этом году подорожал вдвое, и отмечает, что пассажиропоток в связи с этим уменьшился. Пойди перевозчик на условия властей – он сильно потеряет в деньгах.
«Не понимаю, почему чиновники не принимают это в расчет, и не хотят работать по факту, – говорит Синочкин. – Субсидии в этом году мы не получали ни разу. Берем, как все перевозчики, кредиты, которые надо возвращать с процентами. А у нас катера взяты в лизинг. Мы обращались с письмами в Смольный, но ответа не получили».
Приходите завтра
Перевозчику акция протеста плавсостава с рук не сойдет. Как сообщили «БалтИнфо» в пресс-службе комитета по транспорту, его ждет штраф и вычет за невыполненный объем перевозок из бюджетной субсидии. Если сбой подобного рода повторится, комитет может инициировать расторжение договора со строптивой компанией, которая «давит» на власть забастовками.
В комитете подтверждают, что сыр-бор разгорелся из-за субсидии. И говорят, что готовы рассчитаться с перевозчиком, как только тот подпишет и представит нужные документы. «Если они считают, что пассажиропоток изменился, то им необходимо заказать исследование. Если эксперты подтвердят изменение пассажиропотока в сравнении с показателями прошлого года, размер субсидии будет пересмотрен с момента получения данных исследования», – пояснили в комтрансе.
В «Интер Яхт Сервисе» говорят, что предложение это по сути правильное: не верят отчетам предпринимателей – надо звать независимых экспертов. «Вот только они не понимают, что обследование будет готово «завтра», а лить горючее в бак и собирать детей в школу капитанам надо сейчас», – говорит Денис Синочкин.
Он сообщил, что пока с капитанами удалось договориться: люди «выпустили пар», 16 августа аквабусы вышли на линии в полном объеме. Но проблема так и не решена. Синочкин опасается, что повторится ситуация прошлого года – из-за разного рода бюрократических проволочек его компания получила субсидию лишь 30 декабря. Тогда всех перевозчиков также заставили подписывать допсоглашения, и все это сделали, хоть и были не согласны: надо было рассчитываться по долгам и ремонтировать суда.
Уроки плавания
Коллеги «Интер Яхт Сервиса» по бизнесу проявляют солидарность и считают, что в сложившейся ситуации вины компании нет. «Чиновники, может, чувствуют «вторую волну» кризиса, должны экономить бюджет, вот и пытаются урезать субсидии», – предполагает директор ООО «МБС» Мелик Саркисян («Приморская» линия).
Его компания, к слову, допсоглашение подписала, несмотря на то, что объемы перевозок у нее тоже сократились, и возместить получится не все убытки. Саркисян поясняет, что у «Интер Яхт Сервиса» условия работы более сложные – линии длинные, аквабусы во время рейса несколько раз пересекают Неву и так далее. Все это обуславливает большие затраты на обслуживание.
По мнению Саркисяна, решение чиновников поднять стоимость билета в этом сезоне стало «ловушкой» для судовладельцев. Бизнес еще весной говорил о том, что надо развивать сеть маршрутов, продлевать линии до густонаселенных районов. Это помогло бы упрочить роль аквабусов как общественного транспорта.
«Вместо этого нам цену билета подняли вдвое. Что в итоге? Если раньше на аквабусах многие ездили на работу, то сейчас катаются мамы с детьми, туристы. Хотел город этого или нет, но нормальный транспорт он превратил в «покатушки», резко снизив его эффективность», – негодует Саркисян.
…При открытии этой навигации предприниматели «не для печати» говорили, что текущий год будет для аквабусов решающим – если проект покажет жизнеспособность, деньги из бюджета на него продолжат выделять. Если нет – проект «пойдет ко дну». В Смольном не соглашались с такой постановкой вопроса и рассказывали о планах по развитию «водных маршруток». Пока неизвестно, кто оказался прав, навигация продолжается, но перевозчики надеются, что чиновники не будут ставить крест на своем же детище.