Аквабусы на мели

Проект аквабусов в Петербурге снова «дал течь». Как и ровно год назад, капитаны двух линий «водных маршруток» вышли на забастовку. Повод оказался тоже «старым»: задержка зарплаты и сложные финансовые отношения перевозчика со Смольным. Власти не намерены оставлять демарш без последствий.

Перебои в работе аквабусов на «Центральной» и «Невской» линиях начались еще во вторник, 14 августа. Спустя сутки дело приняло серьезный оборот: с 11 часов утра 15 августа капитаны судов обеих линий отказались работать и на маршруты вышли только в 20.00. Пассажиры, скорее всего, почти не ощутили «серьезность момента»: в эти дни и так периодически возникают перерывы в движении из-за водных экологических учений.

Водные процедуры

Комитет по транспорту запросил объяснительную от перевозчика – ООО «Интер Яхт Сервис». В поступившей 16 августа «докладной» говорится, что зачинщиком забастовки стал один из сотрудников, за которым потянулись капитаны и их помощники. Причина, сообщается в документе, – конфликт между руководством и коллективом.

О сути спора недовольные работники рассказали телеканалу 100ТВ. По их словам, возмущение вызывают ежедневные переработки капитанов и матросов, вместо полноценных зарплат людей «кормят» авансами, питание не предоставляют, а сами аквабусы нерегулярно проходят техобслуживание.

Эти факты «БалтИнфо» в целом подтвердил один из руководителей «Интер Яхт Сервис» Денис Синочкин. Правда, по его словам, с зарплатой проблемы начались только в августе (с его слов, обычно плавсостав получал деньги на руки каждый день). Средств не хватает и на техобслуживание судов. Но винит он в этом не свою компанию, а тот факт, что она не может добиться субсидии на перевозку из городского бюджета.

Дело в том, что перевозчик отказался подписывать документы по расчетам этих выплат по новой формуле, которую предложил Смольный. Размер субсидии, пояснил Синочкин, – это, грубо говоря, разница между затратами перевозчика на функционирование «водных маршруток» и выручкой от продажи билетов. По идее, чем меньше катера перевезли пассажиров, тем больше должна быть субсидия, которая возмещает убытки.

В прошлом году такое соотношение более-менее соблюдалось. Но недавно комитет по транспорту выставил новые условия. С одной стороны, жизнь перевозчика упростилась: раньше судовладельцы представляли в комитет документы по покупке запчастей, ремонту катеров и так далее, а чиновники проводили их экспертизу. Сейчас все эти затраты включили в норматив, на основе которого рассчитывается субсидия. Вот только данные по пассажиропотоку (а это, как говорилось выше, важный показатель для расчета субсидии) принимаются не «по факту», а исходя из прошлогодних цифр.

«Интер Яхт Сервис» не согласился с этими условиями и отказался подписывать допсоглашение к основному договору. Перевозчик напоминает, что проезд в аквабусах в этом году подорожал вдвое, и отмечает, что пассажиропоток в связи с этим уменьшился. Пойди перевозчик на условия властей – он сильно потеряет в деньгах.

«Не понимаю, почему чиновники не принимают это в расчет, и не хотят работать по факту, – говорит Синочкин. – Субсидии в этом году мы не получали ни разу. Берем, как все перевозчики, кредиты, которые надо возвращать с процентами. А у нас катера взяты в лизинг. Мы обращались с письмами в Смольный, но ответа не получили».

Приходите завтра

Перевозчику акция протеста плавсостава с рук не сойдет. Как сообщили «БалтИнфо» в пресс-службе комитета по транспорту, его ждет штраф и вычет за невыполненный объем перевозок из бюджетной субсидии. Если сбой подобного рода повторится, комитет может инициировать расторжение договора со строптивой компанией, которая «давит» на власть забастовками.

В комитете подтверждают, что сыр-бор разгорелся из-за субсидии. И говорят, что готовы рассчитаться с перевозчиком, как только тот подпишет и представит нужные документы. «Если они считают, что пассажиропоток изменился, то им необходимо заказать исследование. Если эксперты подтвердят изменение пассажиропотока в сравнении с показателями прошлого года, размер субсидии будет пересмотрен с момента получения данных исследования», – пояснили в комтрансе.

В «Интер Яхт Сервисе» говорят, что предложение это по сути правильное: не верят отчетам предпринимателей – надо звать независимых экспертов. «Вот только они не понимают, что обследование будет готово «завтра», а лить горючее в бак и собирать детей в школу капитанам надо сейчас», – говорит Денис Синочкин.

Он сообщил, что пока с капитанами удалось договориться: люди «выпустили пар», 16 августа аквабусы вышли на линии в полном объеме. Но проблема так и не решена. Синочкин опасается, что повторится ситуация прошлого года – из-за разного рода бюрократических проволочек его компания получила субсидию лишь 30 декабря. Тогда всех перевозчиков также заставили подписывать допсоглашения, и все это сделали, хоть и были не согласны: надо было рассчитываться по долгам и ремонтировать суда.

Уроки плавания

Коллеги «Интер Яхт Сервиса» по бизнесу проявляют солидарность и считают, что в сложившейся ситуации вины компании нет. «Чиновники, может, чувствуют «вторую волну» кризиса, должны экономить бюджет, вот и пытаются урезать субсидии», – предполагает директор ООО «МБС» Мелик Саркисян («Приморская» линия).

Его компания, к слову, допсоглашение подписала, несмотря на то, что объемы перевозок у нее тоже сократились, и возместить получится не все убытки. Саркисян поясняет, что у «Интер Яхт Сервиса» условия работы более сложные – линии длинные, аквабусы во время рейса несколько раз пересекают Неву и так далее. Все это обуславливает большие затраты на обслуживание.

По мнению Саркисяна, решение чиновников поднять стоимость билета в этом сезоне стало «ловушкой» для судовладельцев. Бизнес еще весной говорил о том, что надо развивать сеть маршрутов, продлевать линии до густонаселенных районов. Это помогло бы упрочить роль аквабусов как общественного транспорта.

«Вместо этого нам цену билета подняли вдвое. Что в итоге? Если раньше на аквабусах многие ездили на работу, то сейчас катаются мамы с детьми, туристы. Хотел город этого или нет, но нормальный транспорт он превратил в «покатушки», резко снизив его эффективность», – негодует Саркисян.

…При открытии этой навигации предприниматели «не для печати» говорили, что текущий год будет для аквабусов решающим – если проект покажет жизнеспособность, деньги из бюджета на него продолжат выделять. Если нет – проект «пойдет ко дну». В Смольном не соглашались с такой постановкой вопроса и рассказывали о планах по развитию «водных маршруток». Пока неизвестно, кто оказался прав, навигация продолжается, но перевозчики надеются, что чиновники не будут ставить крест на своем же детище.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Транспорт»

Ноябрь 15, 2024 - 11:05

Обновление причала "Адмиралтейство" запустили в центре Петербурга, сообщает пресс-служба городской администрации в среду.

 

Октябрь 29, 2024 - 12:00

О действии невозвратных тарифов РЖД в 2025 году. Предложение позволяет получить скидку 20% при покупке билета:

 

Октябрь 29, 2024 - 11:39

С 1 января 2025 года в Ленинградской области в рамках транспортной реформы поменяется работа региональных маршрутов общественного транспорта: на 90 региональных маршрутов выйдут 450 новых автобусов.

 

Октябрь 25, 2024 - 12:53

Авиакомпания «Россия» (Группа Аэрофлот) на VI федеральном форуме «Производительность 360» представила опыт внедрения концепции бережливого производства.