Александр Иосифян: О происхождении скидок, повышенной комиссии и агентских сетей

Сегодня сложно представить, но совсем недавно на нашем рынке не было, ни повышенного комиссионного вознаграждения, ни агентских сетей.

Скидки, что греха таить, практиковались. Правда они не носили такого массового характера, как сейчас и практиковались исключительно для поощрения постоянных клиентов. Да и размер этих скидок редко когда превышал 2-3%.

Настоящая «революция» в туризме началась лет двадцать назад, когда операторы начали предоставлять повышенную комиссию для особо отличившихся агентств. Цели были благие – поощрить те агентства, которые обеспечивают большие объемы продаж и мотивировать их на еще большие продажи. Эффект оказался не совсем таким, каким его хотели видеть. Агентства быстро смекнули, что к чему и приспособились бронировать туры по соседским паролям, на которые распространялась повышенная комиссия. Появился даже термин «дружественные пароли». Так начали спонтанно формироваться первые турагентские союзы. Все были довольны: одни участники этих союзов получали повышенную комиссию, а другие увеличивали объемы продаж, посредством которых претендовали на еще большое комиссионное вознаграждение. А так как приписки, к слову, в нашей культуре никогда не были чужды, такая практика прошла «На Ура!».

Ну, а дальше – больше. От стихийных агентских союзов к агентским сетям. По существу сети своим появлением обязаны исключительно повышенной комиссии. Посредством вступления в сеть агентство, обеспечивало себя повышенной комиссией практически у всех операторов. Особенно популярным это стало у начинающих агентств, в то время как ветераны, первое время смотрели на сети с подозрением. В одно время даже сложилась парадоксальная ситуация, когда молодое начинающее агентство не продав ни одного тура, имело комиссию, большую, чем соседнее агентство – ветеран не вступившее в сеть. Правда такая ситуация просуществовала не долго. Агентства-ветераны тоже массово повалили в сети за повышенной комиссией. В итоге сложилась забавная ситуация, что повышенную комиссию имеют все независимо от объемов продаж. И повышенная комиссия стала уже не повышенной, а обычной. Практически комиссионное вознаграждение от стандартных 10%, трансформировалось в стандартные 12%.

Более того, сетевики, начали претендовать еще на дополнительный ретро-бонус, что еще более начало раздражать операторов. Но соскочить с этой неприятной практики было уже не легко.
Повышенная комиссия также положила начало беспрецедентным скидкам, которые стали практиковаться в туризме. Особенно усердно приложили к этому руку новые агентства. Помните часто употребляемые на сайтах таких компаний заявления: « Мы молодое, динамично развивающееся агентство…….!» «Динамично» развиваться таким агентствам помогали скидки, которые раздавались направо и налево, благодаря повышенной комиссии, полученной от сетевиков. Этими скидками молодые агентства прокладывали себе дорогу на рынок.

К слову, у нас многие сокрушаются, что в туристическом бизнесе низкий порог вхождения. Проблема в другом- в отечественном туристическом бизнесе крайне доброжелательное отношение к новичкам. Никаких проблем. Хочешь работать - работай. Хочешь повышенную комиссию – пожалуйста, сразу с первого дня, ни продав при этом, ни одного тура! Хочешь давать скидку 10%, не проблема, раздавай хоть 20%! Сами сетевики не сильно противодействовали этой практике, им тоже были нужны объемы продаж, а количество заявленных агентств, добавляло их сети дополнительный вес. Вот так, рынок стал душить сам себя. Вот так, на первый взгляд, вроде бы неплохая инициатива поощрить своих агентов, довела рынок до абсурда.

Сейчас мы стали наблюдать новую тенденцию, когда операторы пытаются «отыграть» ситуацию назад. Именно этому мы обязаны введением всевозможных промо прайсов. Но делается это как, то неуклюже и за счет добросовестных агентов. Возможно, с нового года, под предлогом изменения законодательства операторы будут перезаключать договора и пересматривать размеры комиссионных вознаграждений, а может и вовсе перестанут практиковать повышенную комиссию. Поживем-увидим!

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Декабрь 16, 2018 - 03:27

Россияне хотят кататься на оленях и заниматься снежным серфингом.  Согласно данным сервиса бронирования жилья Tvil.ru, пользователи соцсетей определили самые любимые виды развлечений в Новый год. Картинг на льду, снежный серфинг, сафари на снегоходах и катание на оленях – это неполный список всех забав, о которых мечтают россияне в зимние праздники.

 

Декабрь 16, 2018 - 03:03

Сотрудники социальной сети Instagram проанализировали поставленные пользователями смайлики, геолокации и хештеги и опубликовали итоги 2018 года.

 

Декабрь 13, 2018 - 10:13

Массовые акции протеста против повышения цен на бензин и увеличения налогов, проходящие во Франции по субботам с 17 ноября, а также теракт 11 декабря на рождественской ярмарке в Страсбурге могут повлиять на туристический имидж страны, считают опрошенные RATA-news операторы. Но отказы от туров пока не зафиксированы.

 

Декабрь 13, 2018 - 09:21

Целых пять дней после начала критических проблем у туроператора «Жемчужная Река» ничего не было слышно о Наблюдательном совете «Турпомощи», который уполномочен принимать главные решения о распечатывании фондов и вывозе туристов.