Александр Кибовский: директора музеев должны отвечать за свои решения

Недавно стало известно об увольнении директора московского музея-заповедника "Царицыно" Натальи Самойленко.

Эта история вызвала широкий резонанс как в СМИ, так и среди культурной общественности. О причинах таких кадровых решений в интервью РИА Новости рассказал глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

- Чем обусловлено недавнее увольнение директора московского музея "Царицыно"?

— Сам вопрос уже содержит в себе недоразумение. Оставил свой пост только один руководитель музея-заповедника "Царицыно". Все остальное — результат либо неосведомленности, либо искусственного нагнетания страстей. Директора, "уволенные" с легкой руки некоторых СМИ, присутствуют сегодня на Московском культурном форуме. Видимо, в погоне за дутыми сенсациями нет времени даже просто связаться с теми, в чью защиту предлагается негодовать, собирать подписи и писать петиции. Сейчас вот по такому же сценарию взвинчивается очередная "сенсация" о якобы непродлении департаментом контрактов руководству театра на Малой Бронной. Абсурдность ситуации очевидна хотя бы потому, что контракты действуют до середины июля! Ни департамент, ни совет директоров театров, который рассматривает такие вопросы, ничего подобного не обсуждал. Тем не менее в сетях вбрасывается информационная утка. В ней нет ни юридической логики, ни ссылок хоть на какие-нибудь внятные источники, но зато сразу начинается накал страстей, сбор подписей, театр бурлит. Нет никаких сомнений, что именно эта бурная реакция, искусственная генерация скандала как в этом, так и в остальных случаях, является целью таких информационных вбросов.

В ведении департамента более 400 различных учреждений. Каждый день в силу объективных причин идет ротация кадров: продлеваются или истекают контракты, проводится аттестация, люди уходят на пенсию, переназначаются на другие должности, меняют фамилии и т.д. Это постоянная работа, ежедневный процесс. В подавляющем большинстве случаев он идет спокойно. Но иногда, особенно если люди больше любят себя в искусстве, чем искусство в себе, случаются эмоциональные всплески. В культуре это обычное дело, надо к этому относиться с пониманием и выдержкой.

- СМИ недавно сообщили, что заммэра Леонид Печатников запретил департаменту культуры назначать руководителей, действительно ли это так?

— Мне кажется, Леонид Михайлович в достаточной степени все уже разъяснил, отвечая на очередной информационный вброс, как всегда, анонимных, но всегда больше всех все знающих источников. Вообще за последние три недели в СМИ появилось огромное количество информации, которую и информацией-то стыдно называть. В революционном задоре, переходящем в истерию, используется весь ассортимент информационных войн: недобросовестная интерпретация фактов имевшихся, выдумывание фактов не имевшихся, выдергивание событий и слов из контекста, представление своих домыслов за истину, консолидация недовольных, переход на личности и так далее.
Те, кто генерируют весь этот шум-гам, прекрасно понимают свою безнаказанность. Ведь если департамент в таком же ключе будет реагировать на подобные заявления, сваливаться в перебранку с той же степенью недостоверности и неуважения к оппоненту, то тогда это будет не департамент культуры, а департамент жареных новостей.

Поэтому мы спокойно наблюдаем за ситуацией. Если вы не готовы к таким информационным штормам, то вам не удержать штурвал столь сложной, разнообразной и эмоциональной отрасли, как наша культура.

- Но почему тогда департамент не выражает свою позицию и никак это не комментирует?

— Когда резонансность мгновенно усилиями наших доброхотов переросла в скандальность, то в департамент поступила масса запросов от СМИ. Но даже простое прочтение вопросов свидетельствовало об их изначальной ангажированности. Никто не хотел вдумчиво и спокойно разобраться в ситуации. Всех интересовало лишь нагнетание конфликта, причем комментарии требовали срочно и в самой ультимативной форме. Прямо как в правиле Миранды — все, что вы скажете, может и будет использовано против вас.
В этой ситуации мы предложили всем для начала успокоиться и хоть немного задуматься. А на следующий день, как это обычно и бывает при жареных сенсациях, уже никого ничего не интересовало — ярлыки развешены, жертвы и злодеи определены, приговоры вынесены. Дело сделано.

- Тогда в чем причина того кадрового решения?

— При обсуждении в СМИ этой ситуации главный упор почему-то делается на музейную работу "Царицыно". Хотя мы при решении кадровых вопросов ни в этом, ни в иных случаях никогда не руководствовались творческой категорией "нравится — не нравится". Я категорический противник административными рычагами решать эстетические споры. Вот посмотртие — на нашем Московском культурном форуме представлены самые разные творческие направления, от народных и самодеятельных до классических и авангардных. Эстетический радикальный снобизм ничуть не лучше по своей сути примитивного упрощения. Лозунг нашего форума "Культура объединяет". И именно поэтому десятки тысяч москвичей стоят в очереди в Манеж, а форум вчера побил рекорд его ежедневной посещаемости.
Так что попытки перевести тему и представить ситуацию как творческий конфликт изначально абсурдна.

Еще более странным с профессиональной точки зрения выглядит лукавое оперирование цифровыми показателями. Всем понятно, что сравнивать театры только по посещаемости нельзя — Ленком, например, по этому показателю всегда опередит своего соседа замечательный детский музыкальный театр юного актера, имеющий маленький зальчик в подвале. Дело же не только в количестве, но и в качестве. Но если для театров это всем понятно, то для музеев почему-то поголовный счет все берут как главный качественный показатель. Сравнивать-то надо аналогичные учреждения. Но и при этом то, что, допустим, у музея-заповедника Кусково динамика рост посетителей в прошлом году на 10 процентов выше, чем у Царицыно, вовсе не значит, что один музей лучше другого.

При этом надо очень четко понимать, что помимо творчества в музеях руководитель лично отвечает за правильность ведения в своем государственном бюджетном учреждении трудовой, финансовой, хозяйственной и имущественной деятельности. И, как правило, тут и происходят все неприятные для отрасли инциденты. Именно поэтому в большинстве театров есть двуначалие — директор театра и его художественный руководитель. Например, гениальная многолетняя сцепка Марка Захарова и Марка Варшавера в Ленкоме.

Но в музеях такой системы нет, и директор несет полную личную ответственность. И те решения и контракты, которые с декабря прошлого года являются предметом конфликта Царицыно с Федеральной антимонопольной службой, тоже лично принимались и подписывались руководителем заповедника.

Комментировать что-либо по этой ситуации я считаю преждевременным. Сейчас все это уже является предметом рассмотрения суда, который объединил весь комплекс дел по восьми государственным контрактами на работы по содержанию большой территории музея-заповедника. В дискуссиях как-то забывается, что Царицыно не просто музей, а музей-заповедник. И его парковую территорию посещает многократно больше людей, чем те, кто приходит во дворец на выставки.

История очень неприятная. Никакая она не обычная и не дежурная, как это пытаются представить. Общая сумма контрактов, законность которых оспаривается ФАС, составляет 430 миллионов рублей. Это очень серьезно. И мне непонятна та легкость, с которой некоторые комментаторы говорят об этом деле.

Как бы там ни было, 14 апреля все эти вопросы суд планирует рассмотреть по существу. Департамент не является стороной процесса. Так что независимо от нашего правового анализа предлагаю спокойно дождаться решения, после чего можно будет продолжить разговор.

- Планируете ли вы после этого случая вводить дополнительный контроль и аудит учреждений культуры на предмет законного проведения госзакупок?

— Мы этим занимаемся постоянно. Вообще финансовая дисциплина в наших учреждениях в целом на достаточно высоком уровне. Это отмечалось и здесь на форуме, на встрече руководителей наших учреждений с руководством органов бюджетного надзора и контроля. Именно поэтому случай с Царицыно является столь нетипичным для отрасли. Но, конечно, такая трактовка не столь захватывающа и интересна для тех, кто пытается каждый раз найти черную кошку там, где ее нет.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 25, 2024 - 07:37

Музей искусства Санкт‑Петербурга XX-XXI веков подготовил обширную программу на майские праздники и летние месяцы.

 

Апрель 24, 2024 - 22:09

Вместе с другими предметами из коллекции нашего музея летом он отправится на выставку «Книжный мир семьи Романовых» в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера.

 

Апрель 24, 2024 - 21:22

Я редко ставлю общие фото, но здесь не смогла сдержаться: впервые на первых полосах изданий, надеюсь, будут те, кто просто выполнял свою работу — реставрацию картин.

 

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.