В Российский союз туриндустрии вступило московское бюро путешествий и экскурсий «АБМ». Мы попросили его директора Александра Молочника (фото) рассказать, какие продукты предлагает компания и почему решила вступить в РСТ.
- Александр, расскажите о вашей компании, когда она была создана?
- Наша компания фактически существует с 1989 года. Так сложилось исторически: мой отец, будучи инженером, с начала 70-х годов параллельно работал экскурсоводом и руководителем туристических групп. В 1989 году создал собственную турфирму и ушел из «почтового ящика». Компания работала на многих направлениях и, кстати, первой в России организовала чартерный поезд в Польшу.
В 2000 году мы закрыли кооператив (перерегистрировать его было бы сложнее) и открыли бюро путешествий и экскурсий «АБМ». Основным направлением деятельности стала организация экскурсий по Москве, Санкт-Петербургу, Золотому кольцу для иностранных и российских клиентов. В основном, это иностранцы и россияне, приезжающие в Москву с деловыми целями. Среди заказчиков – крупные иностранные и российские компании, которые заказывают экскурсии для зарубежных партнеров, и частные лица. В год мы организуем экскурсии для более 7 тысяч человек.
- В вашей нише большая конкуренция?
- Не такая острая, как на массовых зарубежных направлениях. Но все равно приходится держать руку на пульсе: в нашем сегменте тоже случается демпинг, попытки завоевать рынок с помощью снижения цен, что приводит к ухудшению качества услуг. Мы к этому не готовы.
- Предпочтения русских и иностранных клиентов в смысле экскурсий по столице различаются?
- У наших иностранных клиентов, не обладающих большим количеством свободного времени, ярко выражены предпочтения в виде Кремля, обзорной экскурсии, Третьяковской галереи. Да и у россиян Кремль все равно номер 1, включая Алмазный фонд, также популярны тематические экскурсии по Москве, Останкинская башня, пользуются спросом «Царицыно» и «Коломенское». Бизнес-туристы, у которых всего полдня или день на экскурсии, эти объекты посещают редко.
- Как вы оцениваете деятельность московского Комитета по туризму по привлечению туристов и в целом по организации в городе туристического пространства.
- Я принципиально хорошо отношусь ко всему, что привлекает туристов. Чем больше людей, тем лучше отелям, ресторанам, экскурсионным бюро и т.д. Но эти проекты не имеют моментального действия, ими нужно заниматься из года в год. Сейчас многое делается, например, комитет борется за новые стоянки для автобусов, появились указатели на английском языке, туристско-информационные центры, нормальные стенды на зарубежных выставках. Но это все не работает моментально, отдача будет через какое-то время. Вообще, если бы председателю комитета Сергею Шпилько дали больше возможностей, было бы еще круче.
- Какие зарубежные рынки, на ваш взгляд, показывают рост?
- Все больше едет граждан Китая. В последние годы Россия часто закупает там оборудования, соответственно приезжают бизнесмены, наладчики, инженеры. Растет и Бразилия, но это именно туристический поток.
- Существует ли проблема квалификации гидов? У вас есть штатные гиды?
- В штате у нас гидов нет, они работают по трудовым контрактам на сдельной оплате. Штатных, кстати, почти ни у кого нет. У «Интуриста», может быть, есть небольшое количество старых кадров, но и оно с каждым годом сокращается.
А что касается дефицита – он есть, и касается гидов с языками стран бывшего советского блока. Их остались единицы. Исторически сложилось, что в СССР было много туристов из ГДР и было много гидов с немецким, но сейчас их возраст приближается к пенсионному. В высокий сезон появляется и дефицит китайских гидов. Когда стало больше туристов из Бразилии, испаноязычные гиды начали учить португальский, но летом их все равно не хватает. Молодежь почти не идет в гиды, и мы это остро почувствуем уже лет через пять.
- Как думаете, почему не идут?
- Это сложная профессия, на мой взгляд, схожая с профессией артиста, очень зависимая. Мы сидим в офисе с 9 до 18, а работа гида может начаться в 6 утра и закончиться в час ночи. В любую погоду они на улице. Я с большим уважением отношусь к их работе. А молодежь не идет: чтобы хорошо зарабатывать, будучи гидом, нужно сначала заработать себе имя, а на это нужны годы. Зато опытные гиды востребованы круглый год.
- Чего вы ждете от вступления в РСТ?
- В наших планах – расширение бизнеса, участие в российских и международных выставках. А первые шаги в этом направлении удобнее делать под эгидой предпринимательского союза. И вообще я очень позитично оцениваю то, что делает РСТ для турбизнеса.