Сезон 2012 для всех направлений туризма в России оказался достаточно удачным – такой общий вывод сделал в четверг на пресс-конференции глава Федерального агентства по туризму Александр Радьков.
Статистические данные Ростуризма свидетельствуют о численном росте турпотока по всем направлениям. Так, Россию за девять месяцев посетил 21 млн человек, то есть рост въездного турпотока составил около 13%. По мнению главы Ростуризма, значительную часть этого роста обеспечила продуманная маректинговая активность российских властей, в частности – активная реклама российского турпродукта в Европе и в Азии, в которых отдельной строкой Александр Радьков отметил год российского туризма в Китае. Число российских туристов, отправившихся отдыхать за границу, подросло чуть меньше - на 9.7%, и составило 37.3 млн туристов. Причем некоторые направления давали рост турпотока на 30-35%, в первую очередь это Греция и Испания.
В целом, «зарубежный» летний сезон для российского турбизнеса оказался относительно «гладким», отметил глава Ростуризма, а отдых российских туристов практически не был омрачен крупными банкротствами туроператоров. При этом последствия банкротств относительно небольших туроператоров как «Черри-тур» и «Эль Вояж» удалось достаточно быстро купировать, подчеркнул Александр Радьков. Глава Ростуризма отдельно отметил, что банкротства не являются особенностью исключительно российского туристического рынка, но «застраховать» от них туристов он считает одной из первоочередных задач. В частности, с помощью фонда «Турпомощь», наполнение которого туроператорами начнется практически со следующей недели. Внутренний российский туризм также дает хорошие показатели роста, особенно проверенные направления. Так, число туристов, посетивших основное летнее российское направление – курорты Краснодарского края, составило 11.7 млн человек.
Рост турпотока в целом небольшой, около 1%, однако за счет легализации туристического продукта, в частности, гостиниц и других мест размещения, это направление дало существенное увеличение налоговых поступлений в бюджет – их рост составил целых 128%. «Для нас важно, чтобы турпоездки стали частью бюджета каждой российской семьи», - отметил Александр Радьков. Этот тезис, в первую очередь предполагает развитие внутреннего туризма. Причем не только в курортных регионах страны. В федеральную целевую программу включены и центральные регионы, и Сибирь. «Нам надо учиться у Соединенных Штатов, у которых очень развитый внутренний турпоток», - пояснил чиновник. В настоящий момент на «внимание» целевой программы развития туризма претендуют более 400 заявок российского туристического продукта, причем в их числе как проверенные направления, например Алтай, так и относительные «новички» из центральной России, например - Рязанская область или Ивановская. Однако на пути развития «широкодоступного» туризма в России, по мнению Александра Радькова, стоят две основные проблемы.
Во-первых, это острая нехватка мест размещения. Российской провинции, да и обеим столицам, остро не хватает востребованных 3-4 звездочных гостиниц. Во-вторых, это транспортные проблемы. «Примерно 70% турпакета составляют транспортные расходы», - прокомментировал г-н Радьков. Поэтому проблему транспорта предполагается решать за счет бюджетной авиаперевозки. А также обращать внимание на удобство туристов, «пересевших» на личный транспорт, в первую очередь – созданием автокластеров. Глава Ростуризма также отметил, что для развития внутреннего туризма крайне важен изменившийся менталитет российского туриста. «Потребительская способность нашего туриста значительно выросла, - отметил он. – Россияне активно отдыхают за рубежом и потом предъявляют привычные требования нашему внутреннему туризму, постепенно подтягивая его уровень до международного».