Так называется литературно-музыкальный спектакль, который показали сегодня на Новой сцене Александринского театра в рамках фестиваля искусств и. Ф. И. Шаляпина «Дар».
Это явно фестивальный спектакль, который можно воспроизвести один раз для показа в данном конкретном контексте. Впервые его увидели зрители в 2023 году в Казани на оперном фестивале.
Этот спектакль заставляет вернуться в школьные года, когда мы изучали биографию писателя с Волги. Спектакль заставляет по новому взглянуть на многие события из его жизни.
Пожалуй, именно так можно сказать и о певце.
Недалеко от меня находилась Юлия Стрижак, руководитель театра им. Шаляпина. Сейчас, по моему мнению, она самый большой знаток биографии Федора Ивановича. Каждый раз на пресс конференциях и просто в разговорах я вижу, как глубоко она погрузилась в этот материал, как далеко ушла просто от любопытства. И сейчас, во время спектакля, я видела, как внимательно она относится к тексту, иногда даже несколько не соглашаясь с происходящим.
Приблизительно так же выглядел Фабио Мастранджело. Он следил за каждой ноткой, иногда просто дирижировал певцом, чтобы тот ещё лучше смог раскрыть талант Шаляпина. Особенно дирижер выглядел взволнованным, когда шёл расказ о взаимодействии певца с труппой, которая не хотела ему подчиняться, когда он предполагал самостоятельно поставить Фауста к своему бенефису. Мне даже показалось, что Фабио когда то пережил аналогичную ситуацию и просто примеряла все к себе.
Сюжет прост — почему два великих россиянина в конце жизни перестали понимать друг друга. Зрителей постепенно подводят к мысли, что они были слишком разными, как в начале знакомства, так и в конце. Причём к концу они как бы поменялись местами. Весь разлад начался с того, что во время спектакля Шаляпин встал на колени вместе со всей труппой перед императором. Это был порыв, который не поняла российская демократическая интеллигенция. Началась травля. Горький, хоть и защищал друга, но тоже не до конца понял его. Ситуация чем то напоминает современные истории, не правда ли?
В конце же Горький осудил Шаляпина, когда тот судился с советским правительством за свои мемуары, которые были изданы без учета его авторских прав. Возможно, после этого певец и принял окончательное решение невозвращаться на родину. Как он сказал бывшему другу, тебя то выпускают, а если меня не выпустят?
История длительность полтора часа не оставила равнодушных в зале. Длительные аплодисменты, цветы, слова благодарности — именно так заканчиваются хорошие спектакли. Спасибо и полнителям ролей Шаляпина — солисту Геликон оперы Алексею Тихомирову и Горького — артисту Казанского театра им. Качалова Ивану Крушину за то, что смогли проникнуть в суть взаимоотношений великих людей и донести это до нас.
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова