Президент Владимир Путин 2 июля подписал закон, который определяет порядок работы иностранных страховых организаций на российском рынке. Закон направлен на выполнение обязательств России по допуску на внутренний рынок филиалов иностранных страховых компаний из государств – членов Всемирной торговой организации (ВТО).
Прежде заниматься страховой деятельностью на территории России могли только отечественные компании, а иностранные были вправе лишь участвовать в их уставных капиталах.
Как пояснил RATA-news начальник юридического отдела Российского союза туриндустрии Николай Литаренко, иностранные страховщики рассматриваются законом как самостоятельные субъекты страхового дела наравне с российскими компаниями. Для них устанавливаются определенные требования по лицензированию, обеспечению финансовой устойчивости, а также гарантийному депозиту филиала. Например, лицензирование деятельности иностранной страховой организации ограничивается добровольными видами страхования, в том числе страхованием ответственности туроператоров.
В связи с этим, как уточнил эксперт, приведено в соответствие наименование лицензии, которую выдает ЦБ РФ – страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
«Страховщиками по договору страхования ответственности туроператора могут быть страховая организация, иностранная страховая организация, имеющие право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в соответствии со страховым законодательством», – сказано в новом законе.
Правда, не совсем понятно, почему вдруг в этой формулировке появляется «ненадлежащее исполнение обязательств». Это определение еще в 2015 году было убрано из отраслевого закона, так как постоянно вызывало разночтения – под ненадлежащее вполне можно подогнать любое изменение в предоставлении услуг. В статье о страховом случае осталось только неисполнение оператором своих обязательств, то есть страховой случай трактуется однозначно как прекращение деятельности туроператора, а не просто «ненадлежащее исполнение». Страховым компаниям в таком случае проще просчитывать риски и удобнее работать с турбизнесом.
Николай Литаренко поясняет, что, возможно, дело в прямом переводе, кальке, стандартов ВТО, которые именно так и звучат. В любом случае, закон об иностранных страховщиках вносит изменения только в статью 17.1 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», а статья 17.4, трактующая страховой случай, осталась неизменной.
«Речь идет о формулировке для лицензии. А основания для выплаты туристам – статья 17.4 ФЗ-132 – не изменились, это по-прежнему «неисполнение туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта». Так что негативных последствий для турбизнеса от нового закона я не вижу», – сказал RATA-news г-н Литаренко.
Руководитель комиссии по страхованию РСТ Кирилл Сгибнев согласен, что поправки не глобальные и вряд ли что-то изменят на туристическом рынке. «С другой стороны, не может не удивлять, что они внесены без согласования с турбизнесом и, насколько я знаю, со страховым сообществом. При этом случайно или сознательно реанимируются формулировки, с которыми наша отрасль давно рассталась», – говорит г-н Сгибнев.
Эксперты полагают также, что вслед за новым законом на наш рынок вряд ли хлынет поток иностранных страховых компаний и расширит возможности туроператоров по финобеспечению. За последние десять лет все основные зарубежные страховщики, которые хотели поработать в России, уже это сделали или зарегистрировали здесь российские юридические лица.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: csn-tv.ru