Сайты-билетники — сложная и высококонкурентная ниша. Пробиться в топ — значит быть лучшими, применять нестандартные схемы продвижения.
Чтобы определить лидеров и взять у них интервью, SEO-платформа Serpstat провела месячное исследование по распределению трафика по 5000 ключевым словам между десятью ведущими сайтами.
В первую очередь нас интересовали реальные лидеры рынка по фразе «авиабилеты» и релевантным нишевым запросам. На первом месте оказался Aviasales. Дальше мы узнали его десять конкурентов для дальнейших шагов исследования с помощью инструмента «Конкуренты», который формирует отчёт по количеству общих ключевых фраз ко всей семантике домена, релевантности тематики и видимости сайта в поиске.
Конкуренты Aviasales
В десятку попали сайты только по продажам авиабилетов, без железнодорожного транспорта и авто:
У каждого сайта из десятки мы экспортировали 1000 ключевых фраз с сортировкой позиции домена по фразе. Затем свели семантику в один документ и очистили дубли фраз, нерелевантные и брендовые запросы.
Готовый пул запросов из 5000 фраз поставили на ежедневный мониторинг позиций по сайту Aviasales и остальным. 15 марта мы получили первый отчёт о распределении доли рынка между 50 сайтами в нише авиабилетников, а 31 марта — финальный второй отчёт.
На 15 марта лидер рынка — Tutu.ru, он забирает 12,43% трафика в тематике авиабилетов. Второе место занимает SkyScanner — доля всего трафика в нише 9,93%. Наступает на пятки и получает третье место ещё один гигант авиабилетов Aviasales — доля всего трафика в нише 9,03%.
Распределение доли трафика в тематике «авиабилеты» между 20 сайтами на 15 марта 2018 года
31 марта результаты изменились. На первом месте оказался сайт Aviasales — доля трафика 10,92%, на втором по прежнему SkyScanner — 9,77%, а Tutu.ru упал на третье место с долей трафика — 8,76%.
Изменение позиций и доли трафика в тематике «авиабилеты» между лидерами за 27–31 марта 2018 года
Суммарный трафик на домен в десятке конкурентов распределился так.
Суммарный трафик, который сайт получает из поисковой системы «Яндекс» по Москве
Как изменялась доля рынка между пятьюдесятью конкурентами с 1 по 31 марта 2018 года, вы можете посмотреть по ссылке.
Tutu.ru, SkyScanner и Aviasales я задала два вопроса:
Как могли заметить игроки рынка, на профильных SEO-конференциях мы никогда не выступали — и это не случайно. Рынок очень конкурентный — сегодня ты расскажешь свою фишку, а завтра тебя из-за этого подвинут вниз по выдаче.
Никто из серьёзных игроков ничего особо секретного никогда не рассказывает. Почти всё, что озвучивают авторы докладов, SEO-профи уже и так знают. Либо это какие-то крайние случаи, интересные весьма узкому кругу специалистов-исследователей, и которые сложно применить для сайта, уже находящегося в топе.
Если пытаться приоткрыть нашу кухню, то могу сказать следующее: SEO — это больше наука, чем магия. Не существует «серебряной пули», нет чего-то такого, что вот вы раньше не делали, а теперь сделаете и всех победите. Все за всеми подсматривают: и мы смотрим на конкурентов, и конкуренты следят за нами.
С завидной регулярностью видим свои решения на других сайтах, но не обижаемся, а стараемся работать ещё лучше, ещё продуктивнее — так устроен рынок. Главное, чтобы клиенту было хорошо — в «Туту.ру» счастливы, когда клиент счастлив.
Мы стараемся делать максимально удобный и полезный продукт для людей, который хочется рекомендовать друзьям и пользоваться самим в дальнейшем. Любим, когда клиенты приходят к нам снова — каждый второй клиент возвращается на «Туту.ру» в течение следующего года. Согласно нашей статистике, в каждом самолёте и вагоне поезда сейчас есть клиент «Туту.ру». В этом и есть секрет SEO.
Как говорил Александр Садовский: «Делайте сайты для людей». Вот мы и делаем.
Сейчас Aviasales — это известный бренд в нише поиска авиабилетов, и это, безусловно, один из факторов, который позволяет нам находиться в топе выдачи поисковиков по высокочастотным и высококонкурентным запросам.
Но несколько лет назад, когда всё только начиналось, основной органический трафик мы получали исключительно благодаря длинному хвосту низкочастотников, которые включали запросы на авиабилеты по конкретным направлениям («авиабилеты Москва-Пхукет», «купить авиабилеты Москва-Пхукет» и так далее). Всё дело в грамотной структуре сайта, созданной Константином Калиновым, и полезной информации о перелётах:
— какая авиакомпания выполняет рейсы по этому направлению;
— сколько стоит самый дешёвый билет;
— есть ли прямые рейсы;
— когда выгоднее всего покупать билеты;
— в какое время дешевле всего лететь и так далее.
Эта информация регулярно обновляется, так как цены на авиабилеты постоянно меняются.
Со временем хвост удлинялся, мы улучшали тексты и получали всё больше трафика. Эта работа всё еще продолжается, мы боремся за первое место в выдаче.
Молодым сайтам в нашей тематике стоит обратить внимание именно на такие запросы. Соберите семантическое ядро по направлениям, продумайте структуру сайта, метатеги, сделайте качественные тексты.
Также большую роль в ранжировании играет работа нашего PR-отдела. Мы регулярно проводим исследования, основываясь на наших данных, и делимся этой аналитикой со СМИ. Недавно, например, мы выяснили, что популярность Крыма выросла в пять раз с 2014 года, с новостью об открытии рейсов в Египет снизился спрос на российские пляжные направления, а уход авиакомпании Delta не приведёт к повышению цен на билеты в США.
SkyScanner воздержались от комментариев.
Конкурировать в сложных тематиках помогает:
Если вы хотите узнать лидеров ниши по группе ключевых запросов в определённой тематике, будь то холодильники или микроволновки, повторите мой анализ и побеждайте конкурентов.