«Двойное» объявление о сделке туроператора «Южный Крест» и австрийского Meinl Bank вызвало недоумение у участников туристического рынка. Но надо отдать должное президенту компании Андрею Кузнецову (фото): на просьбу RATA-news прояснить ситуацию он отреагировал без промедлений, согласившись ответить на вопросы. – Андрей, какова все-таки ваша сделка с Meinl Bank? Почему на пресс-конференции 15 июня ее подробности озвучены не были, но спустя несколько дней эта информация появилась в газете «Ведомости»? – Не надо искать черную кошку в темной комнате – ее там нет! После пресс-конференции на некоторых интернет-ресурсах появилась такая дичь, такой бред по поводу сделки, что мы с партнерами решили дать более полную информацию изданию, которое не позволяет себя трюки типа «наблюдатели полагают…» – и далее всякая чушь космической глупости. Вот и все.
Никакого противоречия нет. На пресс-конференции мы рассказали о первом этапе сделки, в «Ведомостях» – еще и о втором. Читайте, коллеги, первоисточники, а не «произвольные гимнастические упражнения со скакалкой, лентой и обручем» вокруг. К слову – с сожалением констатирую, что концепция максимальной информационной открытости компании, которой я придерживался много лет, потерпела крах. Медицинский факт.
– «Крах информационной открытости»? Что вы имеете в виду?
– На протяжении многих лет я всегда был доступен для журналистов. Как, впрочем, и для турагентств. Номер моего мобильного телефона есть, по-моему, у всех. И он не менялся уже девять лет. Я откровенно рассказывал, как живет «Южный Крест», что получается и что нет. К чему мы стремимся, что делаем, чего не будем делать. О финансовых результатах сезонов и о размере банковских кредитов. В моем лице «Южный Крест» был информационно открытой компанией. И что же? Никого так не обсуждали, ни о ком столько не судачили, ни о ком не распускали совершенно бредовых слухов больше, чем о нас! Теперь я думаю, что, если бы мы молчали, как многие, рынку обсуждать было бы нечего. Да, мы никогда не были «темной лошадкой». Ставили новые красивые программы. Нас считали сумасшедшими, а мы летали на этих направлениях все «длиннее». Некоторые ехидничали – все понятно, нефтяные деньги. А мы разворачивали программы круглогодично, получали прибыль, делились ею с «нефтяниками» и… открывали рынку новое направление. Нам никакой инвестор не был нужен. Мы не вытаскивали деньги через оффшоры, а вкладывали их в бизнес. Платили все больше налогов. Подписывали эксклюзивы с отелями. И – по ряду рынков – с авиакомпанией «Трансаэро». Создали представительства в городах России, вышли на рынок Украины. Открывали собственные принимающие компании в разных странах. Делали все, чтобы турагентствам, к которым всегда относились с любовью и уважением, было удобно, комфортно и спокойно с нами работать. Да, мы где-то ошибались. Да, случалось, терпели поражения. Но чаще, много чаще – побеждали! Фокус-покус заключается в том, что не все на туристическом рынке знают лично меня и Марину Борисовскую, вице-президента нашей компании. А как, не зная человека, можно составить какое-то мнение о нем и о его деле? Только по слухам и сплетням. Поэтому достаточно одному дебилу сказать, что TUI отказались от сделки с нами «из-за долгов ЮК», многие начинают с удовольствием это «перетирать» и, главное, в это верят. Хотя причина совсем в другом. А TUI не сочли нужным это опровергать и вообще что-либо объяснять рынку, поскольку и не делали никаких публичных заявлений о готовящейся сделке. Хотя по результатам Due Diligence, то есть общей проверки компании, долгов у «Южного Креста» не было никаких вовсе.
– Подробнее о сделке с Meinl Bank будем говорить?
– Все, что мы с партнерами из Meinl Bank сочли нужным сообщить, уже опубликовано. И это очень много! Поспрашивайте наших коллег про их сделки – не получите и половины того, что рассказали о себе мы. – Ладно, но участников рынка, конечно, интересует, что вы лично будете делать дальше? Вы, Марина Борисовская, команда топ-менеджеров компании – останетесь или уйдете?
– Мы с Мариной в 2003 году создали «Южный Крест», за очень короткий период выстроили красивый, сбалансированный, хорошо структурированный бизнес. «Южный Крест» – наш ребенок. Он еще многого не знает и, возможно, что-то делает не так, как надо. Но, мы уверены, у него хорошее будущее. Мы и дальше будем определять его судьбу. А вместе с нами – и наша команда.
– Подождите, Андрей, давайте все-таки вспомним условия сделки с Meinl Bank. До конца октября текущего года новый партнер станет владельцем 80-процентной доли компании. У вас на двоих с Мариной Борисовской остается 20%. Как же в этой ситуации вы будете определять судьбу «Южного Креста»?
– Судьба туристических активов в любой структуре в огромной степени определяется людьми, которые их создали. К счастью, наш инвестор это понимает. И мы связаны обязательством продолжить работу в «Южном Кресте», во всяком случае, в ближайшие годы. Надо сказать, что это «обязательство» абсолютно совпадает с нашим собственным желанием. Бизнес – жесткая, интересная игра и вести ее в одной команде с сильным партнером – честь и удовольствие для нас с Мариной. Партнеры взяли на себя заботу о финансово-экономическом блоке, бухгалтерии. В результате у нас теперь больше времени и возможностей заниматься тем, что мы знаем и любим – непосредственно туризмом, созданием продукта и его продажей.
– Андрей, давайте поговорим о ситуации на рынке. Закончился июнь, уже можно оценить вероятные результаты сезона. Чего ждать от лета-2012?
– Начало летнего сезона подтвердило, что турбизнес по-прежнему переживает кризис перепроизводства. Предложение явно, системно и уже довольно давно превышает спрос. Последствия этого кризиса для туроператоров в краткосрочной перспективе очевидны – убытки. Я бы даже сказал – операционные убытки. То есть многие программы летают «в минус». А из этого операционного минуса нужно вычитать еще расходы.
– Тем не менее, диапазон цен у туроператоров довольно велик. Есть немало компаний, которые в последнее время даже на массовых направлениях стараются держать довольно высокие цены. Грубо говоря, демпингуют не все.
– Да, конечно, нишевики и продавцы туров под запрос могут позволить себе держать рыночные цены. Если же говорить о крупных туроператорах, выкупающих серьезные блоки у авиакомпаний на длительные сроки, то я уверен, что все они работают в отрицательном секторе рентабельности. Думаю, кто и как бы ни надувал щеки, всем сейчас тяжело. Владельцы и топ-менеджеры могут быть умными и грамотными, профессиональными и опытными, могут рассказывать, что у них нет кредитов и что они получают прибыль. Но ситуация такова, что выигрыш крупнейших игроков рынка сейчас меряется не размером прибыли, а способностью длительное время выдерживать убытки. Нужна воля – дабы оптимизировать свои программы и выйти из убыточных секторов, коим несть числа. Необходима мудрость – дабы сохранить при этом хорошие отношения с отелями, авиакомпаниями и другими стратегическими партнерами. Еще очень полезен талант, умение привлечь финансовые ресурсы на неизбежно снижающихся в такой ситуации оборотах.
– А как же постулат, что «рынок все отрегулирует»? Почему не становится легче работать, ведь всегда считалось, что, благодаря банкротствам и уходу недобросовестных игроков, рынок очищается?
– Потому что кризис продолжается, а некоторые участники рынка задачу привлечения ресурсов решают путем быстрого наращивания оборота, закрывая все большего размера дыры все большими «свежими» деньгами. Вот не справилась с кризисом «Ланта». Стала жертвой большой убыточности на Хошимине, Гоа и затопленном наводнением Таиланде. Что произошло с ее немалыми блоками на этих направлениях? Они ушли с рынка? Как бы не так – их мгновенно разобрали. Спрашивается, зачем?! Ведь и то, что было – было убыточно. Ответ я сформулировал чуть выше. Получается, что банкротство как рыночный регулятор не работает и к равновесию на рынке не приводит. Рынок – как живой организм. Вроде бы все системы сбалансированы и работают скоординировано. Но бывают ситуации, когда организм сильно болен и «защита» не срабатывают, недуг оказывается сильней. Думаю, что в сегодняшней ситуации в бизнесе выигрывает тот, кто находит решения, позволяющие не поддаться общей губительной тенденции и не «разгонять» рынок. У «Южного Креста» те же проблемы, что и у всех ведущих операторов. Мы их решаем – включаем те рычаги, которые наиболее эффективны в нынешней ситуации.
– Это вы о чем, если не секрет?
– Мы не наращиваем обороты, а их сокращаем. Нынешний кризис успешно преодолеют туроператоры, которые найдут в себе силы и умение сократить обороты. Если, предположим, среднерыночно компания теряет по 100 долларов с человека, то, отправив не 100 тысяч человек, а, например, только 50 тысяч, операционно потеряет не 10 миллионов долларов, а «только» 5. При этом она может, грубо говоря, раза в два сократить свои расходы! Мы пришли к выводу, что большие жесткие контракты в Греции, которые были нашей силой и нашей гордостью в прошлые годы, в сегодняшней ситуации – зло, и подписывать их – большая ошибка. Ведь такие контракты фиксируют цену, часто не на один год, предполагают авансирование. Туроператор, подписавший такой контракт, может оказаться «в дураках» в случае, если другие греческие отели системно окажутся сильно недозагруженными европейскими странами и выбросят номера на русский рынок за бесценок. Следуя этой логике, «Южный Крест» вышел из жестких обязательств по сети отелей Mitsis, сохранив там контракт на мягких условиях.
– Ну и как, не ошиблись?
– Нет. Этим летом произошло ровно так, как я сказал! Мы сидели по самые уши в жестких контрактах по Греции последние несколько лет. И очень тревожились за Европу. Но последние два года у греческих отельеров были хорошими. А в этом году случилось – немецкий, английский, итальянский и греческий рынки слетели вниз. Мы весь сезон имеем фантастические предложения по большому разнообразию отелей хорошего уровня и с удовольствием эти номера продаем с прибылью.
– Возможно, туроператоры, наращивающие объемы и подписывающие большие жесткие контракты, просто не боятся рисковать?
– Нет, причина другая. Сегодня сократить свои объемы гораздо сложнее, чем нарастить!
– Тогда почему вы так уверены, что сможете это сделать?
– Логика развития нашей компании заключалась в том, что, начиная с 2003 года, всю прибыль мы не «вытаскивали», а оставляли в качестве фонда развития, имея определенные планы, как его потратить. Прибыль была всегда до 2010 года – исключая 2008-й. Мы очень хорошо зарабатывали, тратя микроскопические суммы на дивиденды собственников. Так что благодаря не столько своему уму и прозорливости, сколько, видимо, просто удачливости, мы вошли в «туристический» кризис-2010 (дата смерти «клиента» по имени кризис пока не определена, он живее всех живых) с солидной подушкой финансовой безопасности. Образно говоря, та армия, которая должна была пойти захватывать чужие земли, осталась охранять родину-мать. Но постепенно подушка сдувалась, и мы начали привлекать кредитные средства, каковые у нас по сей день минимальны. Кроме того, мы почувствовали необходимость в привлечении стратегического инвестора.
– А вот по поводу кредитов, раз уж мы говорим откровенно, давайте уточним. В RATA-news, например, в разное время упоминались две разные цифры, в других изданиях мелькала третья. Тема болезненная, но какова на самом деле ваша кредиторская задолженность? – На сегодняшний день – 154 миллиона рублей, по нынешнему курсу это примерно 4,7 миллиона долларов. Размер кредитов – не имя, данное родителями один раз на всю жизнь. Сумма меняется постоянно, какие-то кредиты закрываются, какие-то открываются вновь.
– Вы, конечно, знаете, что TUI и Thomas Cook недавно отчитались о потерях на российском рынке. Вашего стратегического инвестора это не пугает?
– Этот вопрос лучше задать нашим партнерам из Meinl Bank. Но свое мнение я выскажу. Российский рынок, рынки Украины, Казахстана а также Китая сегодня с точки зрения туризма наиболее перспективны. Ситуация в Европе далека от радужной. Сидеть и ждать роста Европы – у моря погоды. Сидеть просто на попе ровно и не делать ничего? Не так глупо, но если бы еще то же самое делали конкуренты! Когда приходить на перспективный рынок – вот вопрос! TUI и Thomas Cook зашли на «высоком рынке», заплатили за приобретенные активы довольно дорого. Любой инвестор, заходящий сейчас, делает это на очень «низком рынке». «Южный Крест» вошел в сделку с Meinl Bank существенно ниже $25 млн., определенных предыдущим потенциальным покупателем двумя годами ранее. Вот и ответ. А любой кризис, как подсказывает жизнь и весь мировой опыт бизнеса, заканчивается! Дело лишь в сроках. Наши инвесторы полагают, что кризис перепроизводства в туризме закончится через три года и формируют программу действий исходя из этой оценки. Я думаю – раньше, возможно, год, максимум два. Как говорится, слабый в каждой возможности видит опасность, сильный же в каждой опасности видит возможность. Полагаю, мы верно оцениваем опасности кризиса. И совершенно определенно стремимся быть сильными, дабы создать и реализовать новые возможности.