Представьте, что салон продает автомобиль за 500 тыс. рублей, но на месте требует доплатить еще 100 тыс. за колеса. Согласитесь, ситуация маловероятная: обычно накидывают только за допоборудование, от которого можно отказаться. Почему же в туризме дополнительные сборы стали обычной практикой? Об этом в своей заметке рассуждает Андрей Зорин, генеральный директор компании UNEX.
Зачастую агенты не могут заказать тур без обязательного топливного, аэропортового, сервисного или еще бог весть какого сбора, который увеличивает стоимость на сотню другую у. е. Хорошо еще, если вы не доплачиваете из собственного кармана, а умудрились заранее найти информацию об этих сборах гд-то в дебрях операторского сайта и успели взять деньги с туриста. Он наверняка не в восторге: приехал то на одну цену, а вынужден платить другую. Да и то только потому, что у него нет времени обзванивать другие агентства. Либо вы его убедили, что такие сборы есть у всех.
Самое прискорбное, что многие менеджеры агентств и сами в этом убеждены. Однако никаких топливных сборов у самих авиакомпаний не существует в принципе. Если топливо дорожает, то стоимость блока мест или рейса просто пересчитывается. И туроператоры, как и любые другие продавцы, тоже должны пересчитывать свой турпродукт, а не требовать за него доплату. Не смогли или не успели пересчитать – продавайте по старым ценам или временно снимайте тур с продажи. Когда мы приходим в супермаркет, а накануне подорожал бензин, с нас же на кассе не требуют доплатить пару сотен за увеличение транспортных расходов, потому что ценники поменять не успели!
Безусловно, пользоваться такими доплатами туроператорам весьма выгодно!
Во-первых, тарификаторам не надо после каждого повышения стоимости билетов спешно пересчитывать турпакеты,не говоря уже об экономии на технологиях и беспечении. Во-вторых, чем ниже опубликованная цена, тем ближе к верхним строчкам в поисковиках находятся предложения. Отличный беззатратный маркетинговый ход. Более того, некоторые наиболее продвинутые в маркетинге операторы размеры своих топливных сборов меняют абсолютно не зависимо ни от цен на топливо, ни от стоимости авиабилетов, а только исходя из анализа цен конкурентов. И суммы доплат порой сопоставимы с ценой самого билета. Очень часто агентства в разговоре с одним оператором приводят в пример низкую цену другого, требуя предоставить такую же. Но когда им рекомендуешь уточнить у того сумму к оплате, выясняется, что она практически одинаковая, а то и выше!
Получается, что туроператоры, имеющие отлаженные современные технологии расчетов и предлагающие рынку цены, по которым действительно можно забронировать и оплатить тур без скрытых доплат, находятся в менее выгодном положении. Понимаю, что рынок трудно изменить, но попытаться стоит.
А если на это наконец-то обратят внимание регулирующие отрасль структуры и к вопросу активно подключатся компании, предлагающие рынку цены под ключ, и тем более сами агентства, то предложений с такими обязательными сборами наверняка станет гораздо меньше. Конкуренция в поисковых системах будет более честной, и агентства будут меньше вводиться в заблуждение заниженными рекламными ценами.