Туринфо: Как в условиях, когда ситуация на рынке кардинально меняется чуть ли не еженедельно, можно что-то планировать? «Пегас Туристик», кстати, снова в реестре Ростуризма. Поздравляем!
Анна Подгорная, генеральный директор "Пегас Туристик": Спасибо. По поводу планирования – без него никуда в любой ситуации. Каждый игрок для себя прорабатывает несколько сценариев и, исходя из этого, выстраивает стратегию действий. Сейчас, конечно, нужно быть предельно собранным, четко понимать конъюнктуру рынка. Потому что ошибка может дорого стоить.
Какое направление в этом сезоне в приоритете для вас?
Выстраиваем программу исходя из реалий: 50% от общего объема приходится на внутренний туризм.
Наша авиакомпания Pegas Fly получила допуски на регулярную перевозку в Сочи и Симферополь из 19 городов России. Сформированы турпакеты, разработаны цены. Так что в этом году российские курорты в линейке нашего продукта займут более достойное место, чем в прошлом.
В этом году продолжится борьба «крупняков» за Россию? Как идет контрактинг?
В Крыму и Краснодарском крае, как на любом другом новом направлении, происходят закономерные бизнес-процессы. Каждый игрок рассчитывает на определенную долю. Каждый ищет возможность получить наиболее выгодные условия и максимально заработать. Контрактинг – это такой процесс, в котором без проблем быть не может. Но это вопросы бизнеса. Иногда они решаются в твою пользу, иногда – нет. Сказать, что все легко и просто – не скажу. Но «земли», с учетом заявленной перевозки, нам хватит.
Пока я вижу только одну существенную проблему: спрос большой, а сезон короткий. И это во многом туроператорская задача. Нужно расширить рамки сезона за счет развития разных видов туризма. Пока все сфокусированы на пляжном отдыхе. Но нужно смотреть, как сформировать продукт в межсезонье. Потенциал большой.
Как вы планируете работать на выездных направлениях?
Будет большой интерес к Греции. Греки не повышают цен, делают массу привлекательных предложений туроператорам. С ними можно договариваться. И по формату отдыха, и по менталитету нам эта страна очень близка. В совокупности все это поможет привлечь российского туриста. В Греции мы работаем на Крите и
Анна Подгорная: Будет большой интерес к Греции. Греки не повышают цен, делают массу привлекательных предложений туроператорам. С ними можно договариваться.
Родосе. В этом году мы расширяем на этих островах свое присутствие, поставили туда больше перевозки.
Судя по динамике раннего бронирования, будет хорошая Болгария. Власти этой страны также делают много шагов для привлечения наших туристов: решают визовый вопрос, выстраиваются хорошие бизнес-контакты с объектами размещения. И будут хорошие цены.
Я думаю в этом году «пойдет на поправку» Тунис. Приняты беспрецедентные меры для обеспечения безопасности, постепенно меняется и отношение туристов. Мы в этом году открываем новое направление – тунисский остров Джерба. Через несколько недель совместно с властями Туниса мы проведем большой рекламный тур для агентств. Будем активно работать на этом направлении.
Ну и очень неплохо показывает себя Испания. Есть основания полагать, что испанские курорты в этом году будут пользоваться повышенным спросом. Вопрос в том, хватит ли российским туроператорам средств размещения. Европейские рынки, на фоне охлаждения к турецким курортам, в этом сезоне также очень активны в этой стране. В прошлом году мы сильно просели в Испании, и доля российского туристического рынка здесь заметно сократилась. Поэтому сейчас идет борьба между туроператорами, усиленный контрактинг для того, чтобы обеспечить провозные емкости.
Как всегда, неплохую динамику показывают страны Юго-Восточной Азии, Таиланд и Вьетнам, в частности. Особенно актуальны эти направления для зауральских регионов.
При всем этом очевидно, что рынок продолжает падать?
Да. Падения не избежать. Потребительский рынок стремительно сжимается. Приходится работать в условиях дефицита спроса.
Как вы оцениваете это падение?
Мы готовы к тому, что на зарубежных направлениях будет минус 50% по отношению к прошлому году.
А если откроют Египет? Это же все меняет?
Я оптимист, но прагматик. Египет, конечно, ключевое направление. Но было серьезное потрясение, уверенность граждан в безопасности отдыха в этой стране резко упала. Я бы не стала идеализировать ситуацию и строить радужных надежд на то, что сейчас откроют Египет и бизнес моментально восстановится. Цена там всегда была хорошая. Ну, сделают египтяне цену еще ниже, и что? Я не думаю, что будет бум и все туристы сразу поменяют свои планы на лето и полетят в Египет. Фактор цены имеет значение, но безопасность сейчас стоит на первом месте. Египту нужно будет вести работу по возвращению туристов. Это сложный и длительный процесс. Так что, даже если Египет откроют накануне летнего сезона, я не думаю, что это глобально изменит ситуацию на рынке.
Но это спутает карты туроператорам?
Ничего подобного. Все крупные туроператоры гибко работают и умеют быстро перестраиваться. Жизнь заставила. Мы работаем в условиях постоянной готовности. Достаточно быстро все скорректируют свои программы. Связь с Египтом налажена хорошо, отельеры нас ждут. В египетских отелях заморожены депозиты российских туроператоров в достаточном объеме для того, чтобы незамедлительно возобновить работу, как только российские власти озвучат положительное решение.
А как же потребительский спрос на внутренний продукт? Он упадет из-за открытия Египта?
Этот аргумент часто звучит и кажется очевидным для многих. Я когда слышу об этом, особенно от экспертов турбизнеса, – недоумеваю.
Почему туристы должны бросить Крым и Краснодарский край из-за Египта? Такое количество «за» и «против», такое количество факторов роста на внутреннем рынке, как в нынешней ситуации вообще можно быть категоричным? Это слишком поверхностное суждение о потребительском спросе.
Предстоящий сезон впервые пройдет без Турции.
Да. Первое лето без Турции. И знаете что? Ведь дело не столько в самой стране. Дело в продукте. Для бизнеса – это был грандиозный масштаб. Очень емкий рынок, который может принимать миллионы людей круглогодично. И туристы ведь тоже не столько Турцию любили, сколько формат, который очень хорошо там работал. Предложили бы подобное в другой стране – поехали бы туда. Если бы сейчас мы могли предложить в Крыму или на Северном Кавказе такие же отельные комплексы, с большим объемом услуг, с хорошей инфраструктурой, продуманным сервисом – был бы лавинообразный спрос. Не в стране дело – в продукте. Сейчас, при всем импортозамещении, у нашего туристического рынка нет емкости. Журналисты, да и мои коллеги, любят поговорить о перераспределении потоков, о замене одного направления другим. Такое явление есть, не спорю, но только отчасти. Потребители туристического продукта – это не константа, которая перетекает из одного места в другое. Основываясь на собственном опыте, делаю вывод, что чаще всего клиенты реагируют по принципу «или сюда, или никуда». И в нынешних условиях большая часть потребительского рынка может уйти от туроператоров. Это самое негативное явление – мы огромными темпами теряем клиента.
И еще про Турцию. Для российских туроператоров это направление закрыто. Но для туристов – нет. Turkish Airlines и «Аэрофлот» летают в Турцию, заполненные под завязку, на booking.com можно забронировать любой отель. Так что будет интересно летом понаблюдать, как на турецкие курорты полетят российские самотуристы. Это ведь тоже может стать трендом сезона?
http://tourinfo.ru/article/anna-podgornaya-my-stroim-svoyu-programmu-na-...