Online-cервис для покупки авиабилетов и бронирования отелей AnyWayAnyDay распространил заявление, в котором обвинил одного из своих ключевых конкурентов, портал 12Trip (Onetwotrip), в недобросовестной рекламе.
«Мы намерены принять срочные меры по фактам недопустимой конкуренции, и прибегнем к любым судебным и несудебным средствам правовой защиты, которые сочтем целесообразными», - заявляет Кирилл Подольский, председатель совета директоров группы компаний Anywayanyday.
Суть в том, что на сайтах Mail.ru, «Коммерсанта», «Российской газеты» и других популярных порталах 23 мая появилась баннерная реклама 12Trip, в которой компанию сравнивают с AnyWayAnyDay, а также используют логотип последней. Кроме того, на страницах своих сообществ в социальных сетях и на собственном сайте 12Trip пользователям предлагают обменять свои бонусы AWAD на большее количество собственных бонусов, залогинившись под учетной записью AWAD, что, кроме прочего, ставит вопрос о конфиденциальности данных пользователей. На данный момент часть порталов уже сняли рекламные баннеры, обмен бонусов на сайте 12Trip предлагается по-прежнему.
В дискуссии на Facebook, которая развернулась по поводу конфликта, выказывается мнение, что буква «А», использованная в рекламе, не является логотипом, поэтому взятки гладки. Однако Кирилл Подольский отвечает: «Отдельная буква – логотип Awad. Так вышло». Петр Кутис, основатель 12Trip и бывший совладелец AWAD, ставит регистрацию логотипа под сомнение: "Мы готовы решать вопрос через суд, но юристы AWAD переоценивают свои силы. Им необходимо ещё раз внимательно проверить, на каких территориях, и какие именно торговые марки зарегистрированы на их компанию (есть информация, что торговые марки зарегистрированы в Европе, - прим.ред.) Пользователи никому не принадлежат, и они вправе сами выбирать, что покупать, и где покупать".
Вопрос отнесения тех или иных действий к недобросовестной конкуренции находится под надзором антимонопольных органов. На соответствующий запрос в ФАС, сделанный корреспондентом «БАНКО», ответила замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. «В принципе из приложенных материалов следует, что в таких действиях компании могут быть признаки недобросовестной конкуренции (а могут и не быть – конкретно решение принимается по итогам рассмотрения соответствующего дела в случае поступления заявления от компании). Без необходимых доказательств и материалов сказать сложно», - считает г-жа Никитина. Штраф на юридических лиц по данному нарушению составляет от 100 до 500 тысяч рублей.
В последние годы в российской рекламе такие методы конкурентной борьбы используются редко, считают эксперты. Вопрос, несут ли площадки, на которых размещена некорректная реклама, ответственность, пока остается открытым. Это лежит в области личной этики, считает главный редактор портала о рекламе Sostav.ru Эльдар Соколов: «Для нас, например, реклама с подобными уничижительными сравнениями неприемлема. И я считаю, что ФАС стоит ужесточить наказания за подобные действия. Штраф в 100 тыс. рублей - это меньше стоимости размещения рекламы, например, в «Коммерсанте».