Космос для туристов: можно ли сделать Арктику комфортной для гостей, а гостей — для Арктики

Эксперты обсудили перспективы развития туризма в одном из самых экзотических и хрупких регионов. Пандемия коронавируса и закрытие границ создали новые предпосылки для развития туризма в российской Арктике, временно «отрезав» путешественников от их ближайших конкурентов — Норвегии и Финляндии.

Развитие туризма на арктических территориях обсуждается уже несколько лет, этот пункт заложен в стратегию развития АЗРФ, рассчитанную на срок до 2035 года. Однако пока наиболее ярким примером остается расположенная в Мурманской области Териберка. Ее опыт однозначно показывает: Арктика интересна для туристов, но ее инфраструктура к серьезному увеличению потока не готова. Как решить эту проблему и можно ли уберечь хрупкую местную природу, эксперты и представители регионов обсуждали на конференции, организованной Проектным офисом развития Арктики (ПОРА). Об арктических орхидеях, мусоре и роли малого бизнеса — в материале «Известий».

«Чтобы космос стал доступен»

Арктика обладает огромным туристическим потенциалом, без реализации которого говорить о полноценном развитии и освоении региона невозможно. В то же время, учитывая его специфику, в том числе хрупкость местных экосистем, а также его труднодоступность, — при разработке стратегии по привлечению туристов в регион необходимо позаботиться о том, чтобы они не нанесли вред местной природе, уверены большинство участников конференции.

Арктика может стать алмазом среди туристических продуктов, которые может предложить Россия, однако для этого необходимо подумать над позиционированием региона, считает Анастасия Павлова, руководитель комитета по туризму Делового центра СНГ.

«Арктика для туристов — это как космос для туристов. Я вижу свою задачу в том, чтобы этот космос стал доступен», — обращает внимание эксперт.

Отпугивать путешественников, по ее мнению, может традиционное восприятие Арктики как холодного и негостеприимного с бытовой точки зрения региона. Противопоставить этому можно самобытность арктических территорий, и это нужно будет учитывать в позиционировании.

При этом, убеждена Анастасия Павлова, необходимо будет ориентироваться на специфику тех стран, из которых прежде всего приезжают в Арктику туристы. «Потому что китайцы могут воспринимать по-своему, а туристы из Узбекистана и Таджикистана — абсолютно по-другому», — отметила эксперт.

Развитие туризма, в том числе делового и международного, заложено в государственную стратегию развития Арктической зоны. Документ, рассчитанный на срок до 2035-го, был утвержден в конце прошлого года. При этом пока этот потенциал действительно не используется.

Так, по оценкам Минвостокразвития, в общей сложности Арктику сегодня посещает около 1% от всех туристов на территории РФ. К 2035 году в министерстве рассчитывают увеличить этот показатель в три раза, до 3%.

Вся Арктическая зона Российской Федерации по итогам 2019 года приняла около 1,2 млн туристов, улучшив предыдущие показатели, но уступив целому ряду других арктических государств, рассказал летом 2020 года управляющий директор EastRussia Леонид Агафонов.
Горнолыжный комплекс «Норд Стар» в Мурманске

«РФ обладает самой большой территорией в арктической зоне, но в рейтинге популярности у туристов наша Арктика только на пятом месте. Нас опережают Норвегия, Исландия, Аляска, но при этом мы впереди скандинавских стран», — отметил он, добавив, что значительная часть среди них — спортивные и деловые туристы, то есть кто отправляется в регион не с целью отдохнуть и не выбирает направление.

13 видов орхидей

Помимо комфорта серьезный барьер представляет высокая стоимость организованных туров, которая делает Арктику «элитарным» направлением, доступным лишь немногим. Так, путешествие на атомном ледоколе может обойтись почти в €30 тыс., в том числе туристам из России, — по силам эта сумма будет далеко не многим, напоминает советник руководителя расположенного в Апатитах Кольского научного центра Российской академии наук (ФИЦ КНЦ РАН) Владимир Маслобоев.

Не менее важно не только продемонстрировать гостеприимство и безопасность Арктики для туристов, но и удостовериться в том, что природа региона не пострадает при росте турпотока, обращают внимание эксперты.

«На сегодняшний день огромный потенциал арктического туризма, связанный в первую очередь с уникальной природой Арктики, используется очень слабо. В то же время существует угроза, что развитие туризма в Арктике повлечет за собой деградацию хрупкой экологической системы. Перспективы развития арктического туризма требуют детального обсуждения экспертным сообществом», — считает координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников, который выступил модератором мероприятия.

Этот вопрос, как и вопрос с развитием инфраструктуры для приема и размещения гостей, по-прежнему остается нерешенным.

Лапландский государственный природный биосферный заповедник в Мурманской области

Наиболее ярким примером развития туристического кластера в Арктике на сегодняшний день может являться расположенная в Мурманской области (на нее приходится до половины всего туристического потока в АЗРФ) Териберка — она фигурировала в фильме Алексея Звягинцева «Левиафан», кроме того, там уже несколько лет проводится ежегодный гастрономический и культурный фестиваль. Летом туда приезжают любители экстремального серфинга, а в зимнее время — кайтеры и «охотники» за северным сиянием.

В то же время опыт Териберки однозначно показывает, что туристическая инфраструктура региона не готова к приему большого количества гостей. На практике это приводит не только к дискомфорту (например, отсутствию соответствующих современному уровню объектов размещения в достаточном количестве), но и к угрозе для природы Арктики, напоминает Владимир Маслобоев.

«Если сейчас посмотреть на количество гостиничных коек в регионе, оно составляет чуть больше 5 тыс. А ближайший конкурент Мурманской области в сфере туризма — это финская Лапландия, где только в одном городе может быть более 10 тыс. коек», — отмечает он.

В этом смысле пандемия и последовавшее закрытие границ могут дать туристической отрасли в российской Арктике «нагнать» ближайших зарубежных конкурентов (например, Финляндию или Норвегию), которые могли предложить российским путешественникам намного больший уровень комфорта, притом что путь туда занимал немногим больше, чем путь в российские арктические регионы.

Несмотря на то что в Териберке налицо серьезные проблемы, связанные с отсутствием инфраструктуры и утилизацией мусора, туристический поток туда не уменьшается, обращает внимание вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. При этом транспортная доступность, по его мнению, может быть не столь важна при условии, что на самом объекте размещения всё будет правильно построено.
указатель

Для того чтобы обезопасить природу на фоне увеличения турпотока, необходимы научные исследования и четкое определение экологической емкости всех туристических территорий, подчеркивает Владимир Маслобоев.

«Например, недавно мы узнали, что в одном из лесопарков у нас находится 13 видов редких краснокнижных видов орхидей. Но мы даже публиковать боимся некоторые данные, потому что через два-три дня это место будет вытоптано», — отмечает он.
Нелетная природа: как Алтай может стать доступнее для туристов
В 2020 году было просубсидировано более 1,5 тыс. рейсов, однако цены остаются слишком высокими

По данным Кольского научного центра, всего по итогам 2017 года объемы туристической отрасли в Мурманской области составили 2,8 млрд рублей. Регион посетили 417 тыс. человек, чуть более 50 тыс. из которых были иностранцами. При этом самыми популярными направлениями стали активный (40%) и деловой (28%) туризм. На долю экологического туризма, который также может являться перспективным направлением, пришлось лишь 5%.
«Каждый сам по себе»

Высокая стоимость организованных туров и неразвитая инфраструктура стимулируют в том числе и рост «дикого» туризма, который может нанести серьезный ущерб экосистеме региона, полагает часть экспертов.

Создать в Арктике привлекательные и современные туристические объекты возможно силами местного малого и среднего бизнеса, однако предприниматели не смогут справиться с задачей развития туризма, и в том числе инфраструктуры, без участия государства, подчеркивает генеральный директор АНО «Национальное агентство развития предпринимательства» Юлия Алферова.

«На сегодняшний момент у нас нет достаточных с государственной стороны гарантий, которые инвестор мог бы «зашивать» в свой бизнес-план», — отметила она.
Утвержденные в прошлом году налоговые льготы для инвесторов (после долгих споров порог, после которого инвестор может претендовать на льготы, был снижен до 1 млн рублей, что делает поддержку доступной не только для крупных компаний, но и для средних предпринимателей. — «Известия») являются важным шагом в этом направлении, но не решают полностью проблемы, учитывая масштаб задач. Одной из наиболее эффективных концепций, по ее мнению, может стать использование механизмов концессий и государственно-частных партнерств.

Кроме того, важным является развитие делового туризма как способа привлечь на эту территорию людей, которые в дальнейшем могут стать инвесторами, готовыми вложиться в туристические проекты в этом регионе.

В любом случае, напоминает Юлия Алферова, речь не идет только о привлечении крупных инвесторов из других регионов — необходимо также вовлекать в новые виды экономической деятельности местное население, однако для этого в регионах должны быть готовы вести постоянную работу с этими людьми, например потенциальными гидами, и обеспечить им необходимые обучение и поддержку.

Показатели, заложенные в государственной стратегии развития АЗРФ, рассчитанной на срок до 2035 года, считает Алексей Волков, сегодня являются трудновыполнимыми. Тем не менее, подчеркивает эксперт, «арктический туризм — бриллиант и в плане экономики, и в плане продвижения в целом».

Однако прежде всего для реализации этого потенциала не хватает информированности населения — как о том, что такое Арктика, какие возможности она может предложить, какие объекты там есть для размещения, так и о ценности местной природы и о том, как путешествовать по региону, не навредив ей. Особенно эффективной работа в сфере экологического туризма, по его мнению, может стать среди молодой аудитории — школьников и подростков.

При этом, полагает Алексей Волков, регионы, входящие в АЗРФ, должны объединить усилия для того, чтобы их предложения стали действительно интересными: «Должны разрабатываться межрегиональные маршруты, как в круизном направлении, так и на суше. А сегодня каждый сам по себе: каждый <из регионов> заказывает что-то себе отдельно и что-то вписывает в региональный паспорт проекта. А вопросы информирования населения остаются за пределами досягаемости».

Фото (c) Известия

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Апрель 18, 2024 - 03:45

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия) отмечается 18 апреля.

 

Апрель 12, 2024 - 16:53

«Россия» (Группа Аэрофлот) вошла в рейтинг «50 легендарных брендов». Ежегодный конкурс проводится издательским домом «Комсомольская правда» среди читателей.

 

Апрель 9, 2024 - 09:57

Президент РФ Владимир Путин поручил определить приоритетные территории для строительства и развития туризма в Петербурге и Ленобласти, в том числе с учетом создания круглогодичного курорта "Горская", а также утвердить схему развития общественного транспорта, уточнив нормативы обеспечения парковками.

 

Апрель 9, 2024 - 09:32

Президент Владимир Путин ранее пояснил, что платформа призвана консолидировать всю информацию о транспортной логистике, гостиницах, кафе, достопримечательностях, музеях, об услугах частных гидов и экскурсоводов.