В отдельных СМИ обсуждается недавняя инициатива Альянса туристических агентств (АТА), который объявил о создании собственного компенсационного фонда для защиты туристов.
Заявлено, что выплаты из фонда будут производиться потребителям в случае невыполнения членами АТА обязательств по договору. В первую очередь, если фирма закроется, не перечислив поставщикам деньги клиентов. Но помимо этого, компенсации, судя по сообщению АТА, предполагаются при выявлении «нарушений в предоставлении других агентских услуг, таких как подбор тура, экскурсий, оформление страховых полисов, визовых документов, доставка ваучеров и др.».
В интервью «Российской газете» президент АТА Андрей Гаврилов уточнил, что размер взносов составляет тысячу рублей с одной компании в год, однако он не исключил, что в будущем механизм пополнения фонда изменится, и агенты будут вносить в него по сто-двести рублей с каждой проданной путевки. При этом г-н Гаврилов сообщил, что уже сейчас в фонде находится около ста тысяч рублей, которые помещены на банковский счет. Заявки на возмещение средств должны подавать сами туристы, а принимать решение о выплатах будет специальная комиссия АТА.
Механизм работы такого фонда вызывает многочисленные вопросы у экспертов, в первую очередь у юристов. Например, гендиректор фирмы «Система-сервис» Владимир Вепренцев отметил, что идея противоречит закону «О некоммерческих организациях». В нем сказано, что члены некоммерческого партнерства (которым и является АТА – прим. ред.) не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. По словам г-на Вепренцева, такое противоречие указывает только на то, что без одобрения АТА пострадавший турист никогда не сможет получить какую-либо компенсацию из фонда, в том числе и в судебном порядке.
Директор юридической компании «Атомик-Аудит» Александр Картошкин добавил, что если АТА на данный момент не имеет статуса СРО, то значит вообще не вправе формировать денежный фонд и распоряжаться его средствами. «Возможно, сейчас они в процессе получения этого статуса, но в этом случае, их заявления и работа по сбору денег – поспешны и незаконны», - подчеркнул юрист.
Представители розничного рынка заинтересовались и финансовой стороной вопроса. Так, исполнительный директор «Сети ТБГ» Нелли Шатова обратила внимание на то, что бизнес-сообществу и потребителям не представлено положения по расходованию денежных средств фонда. «Поэтому заявление скорее носит популистский характер и делать выводы относительно целесообразности и возможности использования фонда преждевременно», - считает она.
Директор агентства «Кариатида» Виктория Репина добавила к этому, что определить виновность агентства по отношению к туристам и то, какой ущерб нанесен им, можно только в судебном порядке. При этом эксперт предположила, что идея формирования такого фонда может лоббироваться туроператорами, для защиты своих интересов в случае пропажи агентства: «Если тур куплен по договору реализации турпродукта, а агентство работало по агентскому договору, то по закону именно туроператор несет ответственность перед туристами. Ощущение, что этот фонд создается в интересах поставщиков, которые хотят снять с себя ответственность за недобросовестные агентства по агентским договорам»