Атлантов зондировали: Сведения о скорой смерти знаменитых скульптур несколько преувеличены

Белоснежный свадебный лимузин медленно ползет по Миллионной, стараясь как можно ближе подобраться к зданию Нового Эрмитажа. Молодожены, не обращая внимания на мороз, выбираются из теплого автомобиля, фотографируются на фоне Зимней канавки, а потом у ног атлантов. Теперь никто и не вспомнит, как возникла традиция в день бракосочетания навещать гранитных великанов, вынужденных поддерживать крышу над головой. С другой стороны, как показывает жизнь, без крыши над головой, уверенности в партнере и безграничного терпения счастливую семейную жизнь не построишь. Все это символизируют атланты. Они еще постоят!Интересно, что у этого символа мог быть другой облик. Автор Нового Эрмитажа архитектор Лео фон Кленце представил на обсуждение два проекта оформления портика. Из Мюнхена доставили уменьшенную модель атланта в виде фараона, выполненную немецким скульптором – соотечественником Кленце. Но победил проект Александра Теребенева, по собственным эскизам изготовившего модель в натуральную величину. В течение двух лет сто пятьдесят каменотесов вырубали десять фигур из серого сердобольского гранита. Каждый выполнял свою часть – руки, ноги, торс. Теребенев занимался лицами. Надо отдать должное Кленце, он оценил красоту, стиль, тонкость и безупречность работы. Претензии вскоре возникли к самому создателю Нового Эрмитажа. Кленце не раз упрекали в том, что что-то «не учел, плохо рассчитал». Уже в 1880-е годы в стенах и перекрытиях здания появились трещины. Предположительно, это связано с осадкой фундамента, на который действуют подземные воды. Более всего пострадал портик Нового Эрмитажа. Трещины в скульптурах были замечены больше ста лет назад, со временем их становилось больше. Уже давно специалисты поставили атлантам диагноз. По проекту, крыша портика Нового Эрмитажа должна опираться на колонны. Скульптуры не являются несущим элементом. Но из-за деформации конструкции им пришлось взять часть нагрузки на себя. Чтобы облегчить атлантам жизнь, требуется убрать жесткую связь между портиком и зданием, а также сделать более гибким соединение скульптур с балконом. Как рассказала нам заведующая лабораторией реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа Светлана Петрова, в прошлом году проводилось комплексное обследование атлантов, для чего применялись особые, неразрушающие, методы: радиолокационное зондирование, металлодетектор и видеоиндоскоп. Впервые за много лет специалисты получили возможность узнать тайну устойчивости атлантов. Они выполнены из цельного блока камня, к тому же скульптуры входят в структуру архитектурного сооружения. Конечно, особенно важно понять, как закреплены фигуры. Авторских материалов не сохранилось. Теперь получены схемы и чертежи, известен материал, из которого выполнены крепежные элементы. Фигуры атлантов с пьедесталами и пьедесталы с основанием стилобата соединяют бронзовые штыри. Выявлена сложная и надежная система креплений верхних частей статуй. Мнение специалистов – создатели проекта придумали простую и очень функциональную систему крепления фигур такой массы и такого размера. При обследовании обращалось внимание не только на систему крепежей, но и на состояние сохранности статуй. При помощи ультразвука исследовалась глубина трещин. Главное, чтобы они не были сквозными, не угрожали состоянию камня. Как говорит Светлана Петрова, пока ничего трагического с атлантами не происходит. А вот комментарий директора Эрмитажа Михаила Пиотровского: – Время от времени вокруг атлантов поднимается шум. Слухи о том, что они «падают», – такая же вечная тема, как Исаакиевский собор, которому тоже время от времени предрекают скорую гибель. У атлантов есть проблемы. Одна из них – трещина, которую когда-то использовали в рекламе «Город устал». Она была еще со времен войны. Поэтому мы постоянно ведем мониторинг, проводим исследования, обследования. Сейчас появилась возможность обследовать фигуры щадящими методами. Ситуация с трещинами изучена, главное, стало ясно, почему это произошло. Атланты были сделаны подвижными. Удерживающие их архитектурные конструкции слегка двигались. Оставались зазоры, и на статуи не было давления. Во время ремонтов гибкость превратилась в монолитность, зазоры закрылись. Теперь статуи сжаты сверху и снизу, их тела в напряжении. Есть возможность исследовать скульптуры и поискать способы реставрации. У нас была попытка выполнить реставрацию по египетским методикам, но наши специалисты их отвергли. Пока достаточно убедительных методик нет, их разрабатываем. Есть еще одна важная вещь. Все любят просить деньги на глобальные реставрационные проекты, разговоры о которых длятся годами. На самом деле сначала надо определить, обсудить и утвердить методики. Не стоит забывать, что для долговечности памятников необходима консервация. Она важна, пока нет глобального решения. Поэтому мы будем продолжать обследование атлантов, будем искать консервативные методы реставрации, параллельно занимаясь поиском для этого денег. В панику впадать не стоит. Наш город стоит на болоте, он не утонет, если мы сами не приложим к тому усилия. Думаю, важная часть заботы о сохранении атлантов – запрет движения транспорта в части Миллионной улицы, примыкающей к Эрмитажу. Транспорт наносит им большой вред.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Апрель 22, 2024 - 23:26

Уважаемые коллеги, приглашаем Вашу компанию на презентацию туристического потенциала Москвы, организованную Комитетом по туризму города Москвы.

 

Апрель 22, 2024 - 11:12

Уважаемые коллеги, многие из нас не один десяток лет работают в курортно- туристической сфере Крыма и проходили разные сложные периоды, в т.ч. жизни крымских курортов.

 

Апрель 20, 2024 - 14:24

С 22 апреля по 5 мая 2024 года в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» пройдет Всероссийская акция «Юный Искусствовед», направленная на популяризацию искусства и раскрытие творческого потенциала школьников по всей России.

 

Апрель 20, 2024 - 14:13

В МФЦ завершается прием заявлений на оплату путёвок и оформление сертификатов в детские оздоровительные лагеря на I летнюю смену.