Летом 2018 года на российском туристическом рынке ярко проявилась тенденция к уходу из бизнеса мелких и неустойчивых компаний с рискованной финансовой моделью. К сожалению, в некоторых случаях это нарушило планы на отдых тысяч туристов. О том, как выбрать надежного туроператора и не оказаться в плачевной ситуации – в материале АТОР.
Процесс ухода с рынка ряда мелких компаний летом 2018 года, некоторые из которых фактически даже не являлись туроператорами, а преимущественно перепродавали туры других игроков, остро выявил «провалы» в знаниях у потребителей о том, как вообще устроен рынок организованного туризма.
Прежде всего, необходимо отметить, что процесс естественного отбора на туристическом рынке начался после 2014 года. За три года прекратили работу только в сфере выездного туризма прекратили работу около 1000 компаний. Несложно заметить, что уход подавляющего большинства операторов прошел безболезненно для рынка и для потребителей.
Экспертам очевидно, что продолжающийся уход с рынка мелких и средних компаний не может сейчас повлиять на стабильность туристической отрасли. Тем не менее, многие потребители напуганы негативным медиафоном.
В серьезной кризисной ситуации с внезапным банкротством авиакомпании «ВИМ-Авиа» в прошлом сезоне повторная оплата перевозки для десятков тысяч туристов не привела к банкротству туроператоров.
В условиях слабых знаний о том, какие игроки на рынке являются крупными и устойчивыми, и в погоне за дешевизной турист может ошибиться в очередной раз.
«Вестник АТОР» даёт несколько советов, как этого не допустить и отдохнуть удачно.
1. В данный момент наиболее высокой устойчивостью обладают крупные туроператоры. Это могут быть компании, организующие, например, пляжные туры за рубеж, туры по России, VIP-туры, туры на экзотические острова, экскурсионные туры в Европу, компании, специализирующиеся на индивидуальных турах, и пр.). И не доверять им нет причин.
Они диверсифицируют свой бизнес, и даже серьезные потрясения и вынужденные многомиллионные расходы не подрывают их стабильности. Достаточно вспомнить действительно серьезную кризисную ситуацию с внезапным банкротством авиакомпании «ВИМ-Авиа» в прошлом сезоне. Повторная оплата перевозки для десятков тысяч туристов не привела к банкротству туроператоров.
2. Убедиться в надежности и платежеспособности туроператора можно также по тому, состоит ли он в Ассоциации Туроператоров (АТОР).
Организация недаром имеет статус «закрытого клуба» самых крупных и надежных туроператоров - в ней состоят 30 компаний, но именно они обеспечивают отдых 90% российских организованных туристов за рубежом и свыше 80% - внутри страны.
Проверить, состоит ли ваш туроператор в АТОР, можно ЗДЕСЬ. Там же можно проверить, по каким странам работает тот или иной туроператор – член АТОР.
3. Чтобы избежать покупки тура у неустойчивого туроператора, обращайте внимание на цену тура на различных ресурсах. Слишком низкая цена предложения (она может объясняться для вас маркетологами компаний по-разному – например, что это «отказные» или «горящие» туры) должна сразу вызвать подозрения. Обратите внимание – не бывает «горящих туров» на лето в феврале или марте, а на зиму – в июле.
Вопросы должны возникать и если цена на туры туроператора долгое время стоят во всех поисковиках на первых строчках, а разница от ближайших конкурентов составляет более 30%.
В одном из ближайших выпусков «Вестника АТОР» мы расскажем о нескольких дополнительных критериях, которые позволят максимально снизить риск покупки у неблагонадежной компании.