Сезон лета-2017 показал, что увеличение ответственности авиаперевозчиков за осуществление рейсов – необходимая мера для сохранения стабильности на туристическом рынке. Текущая ситуация, когда туроператорам «потом и кровью» приходится решать проблемы авиакомпаний, а те, пользуясь дефицитом перевозки, спокойно продолжают работать дальше, дестабилизирует рынок, лишает пассажиров законного отдыха и негативно сказывается на безопасности туристов.
Туроператорское сообщество намерено поднять этот вопрос у вице-премьера Виталия Мутко при участии Росавиациии. Такую оценку ситуации озвучила на пресс-конференции в среду исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Негативная роль ряда авиакомпаний в текущем сезоне «отметилась» неоднократно. Например, при последнем банкротстве Ted Travel авиакомпанию фактически удалось «припереть к стенке», уличив в нарушении законодательства. «Выяснилось, что «Якутия» выписывала билеты в один конец, что является нарушением действующего законодательства. Благодаря этому с перевозчика было легко получено обязательство вывезти всех туристов за свой счет. Вывоз состоялся, хотя прошел не так, как планировалось, были задержки, но «Якутия» размещала и кормила туристов за свой счет», - рассказала Майя Ломидзе.
Увы, туристам в начале сезона, пострадавшим от ситуации с «ВИМ-авиа», повезло значительно меньше. «Большая часть туристов, которые планировали отправиться в Сочи и Крым из регионов, остались из-за этой авиакомпании без отдыха вообще, т.к. перевозчика было просто некем заменить. Туроператоры буквально «потом и кровью» нашли для туристов альтернативу за свой счет, ещё часть туристов сумела пересесть на регулярные рейсы. Для понимания масштаба – только в Сочи и Крым на крыльях «ВИМ-авиа» планировали отправиться до 30 тысяч туристов, также у перевозчика были рейсы в Турцию, Болгарию, и другие направления. В итоге масштаб бедствия доходит до 100 тысяч туристов», - рассказала Майя Ломидзе.
При этом ситуация такова, что перевозчик фактически не понес никакой ответственности. «Реальность такова: на рынке имеется дефицит самолетов. Предположим, Росавиация отзывает сертификат у «проштрафившегося» перевозчика, но заменить его нечем. В итоге сертификат не отзывают, а ситуация с дисциплиной только ухудшится», - отметила Майя Ломидзе. При этом идея Минтранса в будущем сезоне вообще отменить чартерные рейсы, присвоив им статус регулярных, турбизнесу кажется малореализуемой и совершенно неэффективной.
В таких условиях туроператоры вынуждены начать борьбу за ответственность перевозчиков на уровне «высших сфер». «Ситуация привела к тому, что ещё в дни кризиса в «ВИМ-авиа» мы провели большое совещание с авиационными властями и Виталием Мутко. Но мы намерены продолжить эту тему перед началом следующего сезона – то есть в январе-феврале, и решить эту ненормальную ситуацию», - рассказала Майя Ломидзе.
По словам эксперта, пока ситуация такова: с туроператора не просто спрашивают, на какие объемы он претендует, но исходя из этих объемов он должен оплачивать страховочные фонды. «Перевозчика же, заявившего программу, никто не спросит, каковы у него реальные емкости, сколько у него самолетов в лизинге, есть ли у него резервные борта. В итоге получается, что ответственность за любые ЧП несут туроператоры, турагентства и туристы. Что при декларируемой заботе о безопасности туриста совершенно неприемлемо», - отметила Майя Ломидзе.
Пока туррынок предлагает «обязать» Росавиацию проверять заявляющего программу перевозчика по поводу имеющихся провозных емкостей, состояния самолетов и лизинга, резервных бортов, и давать допуски, «приближенные к реальности». «У нас нет задачи лишать авиакомпании права осуществлять перевозку. С моей точки зрения наиболее адекватной мерой воздействия могут стать «драконовские» штрафы, чтобы вести себя подобным образом и лишать туристов законного отдыха перевозчикам стало крайне невыгодно», - резюмировала Майя Ломидзе.
Фото: Турпром.ру