Российское туристическое законодательство должно быть приведено в соответствие с нуждами туррынка, игрокам следует пересмотреть свои механизмы работы, а туристам не помешало бы заглядывать в реестр туроператоров прежде чем оформлять путевку.
Эти посылы стали лейтмотивом пресс-конференции руководства Ассоциации Туроператоров России (АТОР) - Владимира Канторовича и Майи Ломидзе.
В настоящий момент регулятор туррынка работает над решением проблем, связанных с чередой банкротств на туроператорском и турагентстких рынках. «Во многом из-за этого этим летом мы наблюдаем 25% падение турпотока. При этом к концу августа эти цифры могут быть ещё скорректированы, причём не в лучшую сторону. Кроме того, спрос явно и серьёзно переориентировался: продажи турецких и российских туров увеличились на 15% и 25% соответственно, а средиземноморской Европы просели на 30%», - заявила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР.
Такое проседание в продажах абсолютно нетипично для отпускного сезона. Причины столь беспрецедентного для туррынка лета кроются в волнообразном спросе на продукт, который многие туроператоры не смогли заблаговременно спрогнозировать, чтобы должны образом скорректировать свои объемы. Ещё одна причина, ставшая катализатором череды банкротств – начало жесточайшей конкуренции, заставившей некоторых туроператоров работать в минус.
«Тем не менее, существует множество надежных компаний, которые занесены в наш реестр туроператоров, находящийся в открытом доступе, поэтому бояться туристам не стоит. Нужно ехать», - добавила г-жа Ломидзе.
В то же время, по мнению Владимира Канторовича, первого вице-президента АТОР, отраслевое законодательство нуждается в серьёзной корректировке. Дело в том, что сейчас практически вся ответственность за деятельность всех игроков туррынка лежит на туроператорах. «Если турагентство сбежало с деньгами – платит туроператор, перевозчик отказался везти туристов – опять раскошеливается туроператор. Даже страховые издержки зачастую гасит туроператор», - пояснил собеседник.
При этом туристы в такой ситуации также остаются крайне незащищенными. Самый вопиющий пример последнего времени – история «Лабиринта» и «Оренбургских Авиалиний». «Авиакомпании зачастую творят произвол, выстраивая пирамидальные схемы работы с туроператорами, после чего отказываются вывозить своих пассажиров из-за собственных финансовых распрей с турфирмой. Эту порочную практику надо в корне менять. В законе должна быть четко прописана обязанность авиакомпании осуществлять перевозку клиентов, уже оплативших билеты туроператору и имеющих билеты на руках, вне зависимости от текущих взаиморасчетов между авиакомпанией и туроператором. В конце концов, перевозчик должен сам понимать «во что он ввязывается», работая с туроператором в долг», - прокомментировал собеседник.
Подверглась критики АТОРа и новая «трехступенчатая» система страхования туристов, которую активно лоббируют страховые компании. «Я так до конца и не понял предложенного механизма. Тем не менее, уже известно, что страховщики предлагают застраховать всю туротрасль всего на 500 млн долларов, тогда как отрасли нужно в четыре раза больше. В среднем, от такой страховки на каждого туриста придется всего 8 долларов. На мой взгляд, проработкой этого вопроса должны заняться эксперты туррынка, а не страховые компании, продвигающие свои интересы», - заметил Владимир Канторович.
Что же касается агентств, то, по мнению экспертов, их сотрудники должны более ответственно относиться к исполнению своих обязанностей, отслеживая все тревожные «звоночки», поступающие от туроператоров. Так, ещё за месяц до краха «Лабиринта» множество СМИ писало о финансовой несостоятельности и огромных долгах компании, но многие агентства понадеялись на «авось» и получили то, что получили.
В целом же, если страховщики, перевозчики, туроператоры и турагентства будут ответственно работать на своем сегменте и отвечать за действия на своем поле, то туррынок в скором времени может вновь «вздохнуть полной грудью» и начать новый виток своего развития, резюмировали эксперты. http://www.tourprom.ru/news/26106/