Квалификационные свидетельства авиаперсоналу собираются выдавать на основе приказа Росавиации, который может быть отменен как незаконный. Авиадиспетчеры требуют от министра транспорта Максима Соколова и главы Росавиации Александра Нерадько принять срочные меры, чтобы в начале осени не произошло коллапса в обеспечении безопасности воздушного движения.
Как следует из писем в Минтранс и Росавиацию (есть у «Известий»), в ближайшие дни истекают сроки действия свидетельств у 10% авиадиспетчеров Саратова, через неделю — у 70%, а значит, в соответствии с федеральными авиационными правилами их не допустят к работе. Аналогичная ситуация, утверждают в Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России (ФПАД), сложилась по всей стране.
— Последствия очевидны — из-за нехватки персонала неизбежно произойдет сбой в работе всего воздушного сообщения и в обеспечении безопасности полетов, чем это может закончиться для простых авиапассажиров даже страшно представить, — заявил «Известиям» глава ФПАДа Сергей Ковалев. В Росавиации уверяют, что вопрос уже решен и соответствующий приказ издан, однако источники в авиационных кругах говорят, что его в любой момент могут оспорить как незаконный.
Кроме Саратова в похожей ситуации оказались авиадиспетчеры Благовещенска, Краснодара, Сочи, Владикавказа, Нальчика, Ставрополя, Минвод, Волгограда и др.
— Все авиадиспетчеры каждые два года должны проходить переаттестацию, в начале осени она должна пройти у десятков специалистов всех южных городов, — рассказывает Юрий Батагов, председатель Профсоюза работников организации воздушного движения Юга России. — Раньше это происходило в Ростове-на-Дону, где работала территориальная высшая квалификационная комиссия (ВКК), которая продлевала свидетельства. Однако 6 августа работа ВКК по всей стране была прекращена, и получилось, что теперь продлевать свидетельства, без которых авиадиспетчеров не допустят к работе, просто некому.
5 сентября истекает срок действия свидетельств у авиадиспетчеров Благовещенска.
— Раньше к нам приезжала комиссия из Хабаровска, мы ее ждали в начале сентября, но теперь даже неясно, что делать, — говорит авиадиспетчер из Благовещенска.
По его словам, срок действий свидетельств истекает у всех авиадиспетчеров города.
Работу ВКК ГА (гражданской авиации) по всей стране регулировал приказ Росавиации от 25.06.2012 г. № 389 «Об организации работы Высшей квалификационной комиссии ГА». Недавно он был отменен, поскольку суд признал, что, подписав его, глава Росавиации Александр Нерадько превысил свои полномочия.
— Нормативно-правовую базу, по которой работают ВКК, должен прописать Минтранс и утвердить в правительстве, — объясняет Ковалев из ФПАДа. — Собственно, суд отменил прежний приказ, потому что этого не было сделано. Получилось, что работа комиссий не прописана юридически, а их решения — ничтожны.
Впрочем, по словам Ковалева, все, что касается законного оформления тех или иных решений в Минтрансе и правительстве, становится многомесячной историей. Так, к примеру, было с регулировкой радиообмена диспетчеров.
— Документы не подписывались девять месяцев, пришлось даже об этом писать Медведеву. Ответ пришел через два месяца — в тот же день все документы были оформлены должным образом, — рассказал Ковалев.
В Росавиации утверждают, что вопрос с деятельностью ВКК и территориальных КК уже решен. Официальный представитель Росавиации Сергей Извольский сообщил «Известиям», что новый приказ, регулирующий деятельность комиссий, подписан в понедельник.
— Речь идет не только об авиадиспетчерах, но и о широком круге авиационных специалистов: пилотах, бортпроводниках, инженерно-техническом персонале. Приказ подписан в соответствии с положением о Росавиации, — подчеркнул Извольский.
Однако источники в авиационных кругах считают, что его в любой момент может оспорить Ространснадзор и транспортная прокуратура.
— Вот представьте: вы приходите в ГИБДД получать права на автомобиль, а потом случилась авария, и оказывается, что права у вас незаконные, потому что нигде не прописано, каким образом ГИБДД вообще принимала у вас экзамены и их выдавала, поскольку это нигде и никак не регулируется, — объясняет собеседник. — Нормативно-правовые акты прописывает Минтранс и утверждает их в правительстве, но этого до сих пор не сделано, а значит, в любой момент вся гражданская авиация может оказаться в подвешенном состоянии.
Сергей Ковалев говорит, что новый приказ Росавиации, подписанный вчера, может быть отменен, «потому что иначе в случае авиационного происшествия ответственность будут нести и прокуроры, и надзирающие из Ространснадзора, которые своевременно его не отменили».
— Это их прямая обязанность следить за тем, чтобы приказы соответствовали федеральным законам, а тут до сих пор нет основополагающих документов, — удивляется Ковалев. — Конечно, его отменят — кому ж охота в случае чего идти в тюрьму.
В Минтрансе «Известиям» сообщили, что пока не получили письмо от авиадиспетчеров. Источники в авиационных кругах утверждают, что Росавиация еще весной направляла свои предложения по нормативно-правовому урегулированию этого вопроса в Минтранс, но ответа не получила.