Минтранс начинает обсуждение новых правил отбора авиакомпаний на международные рейсы. Проект критериев оценки перевозчиков призван сделать систему, вызывающую много вопросов и претензий участников рынка, объективной и непредвзятой. Однако тот вариант документа, который будет рассмотрен сегодня, принципиально ситуацию не меняет. Авиакомпании же, не без проблем прошедшие через дерегулирование полетов в Италию и Францию, готовятся к новому витку борьбы, на этот раз за Чехию. Сегодня на заседание межведомственной комиссии при Минтрансе будут вынесены критерии отбора авиакомпаний на международные направления. "Ъ" удалось ознакомиться с проектом предложения. Предлагаются шесть ключевых критериев отбора и балльная система за каждый.
Максимальное количество баллов (20) дается перевозчику при отсутствии у него замечаний относительно безопасности полетов. Максимально регулярным компаниям Минтранс готов был дать 10 баллов, регулярность 90-100% обеспечивает 9 баллов, ниже 90% — ноль. Пять баллов дается за отсутствие просроченной задолженности в бюджет, столько же — за сертификат IATA по аудиту эксплуатационной безопасности полетов. Пять баллов получат те, кто использует отечественные самолеты (Ту-204/214, SSJ и Ан-148). Пять балов вычитается при аффилированности с существующим назначенным перевозчиком. Первый вариант критериев стал известен в марте, и с тех пор они принципиально не изменились. Основные параметры, которыми были недовольны перевозчики, остались. Это в первую очередь незначительный вычет за аффилированность с назначенным перевозчиком, которым в основном по Европе является "Аэрофлот". По мнению главы Infomost Бориса Рыбака, аффилированность должна либо полностью исключать участие компании в конкурсе, либо вычитать 50 баллов. В целом он называет предложенную систему критериев никакой, полагая, что они "очевидно на руку "Аэрофлоту" и почти полностью исключают возможности для других авиакомпаний". Дочерние структуры "Аэрофлота" уже участвуют в либерализации полетов в Европу.
Так, авиакомпания "Россия" получила статус второго назначенного перевозчика на линии Москва—Ницца, что вызвало возмущение участников рынка и ФАС. Заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин потребовал пересмотреть данное решение под угрозой возбуждения дела об ограничении конкуренции, но Минтранс претензии ФАС проигнорировал. Участники рынка предпочитают предложения Минтранса не комментировать. В "Трансаэро" уверяют, что не видели их. В "Сибири" держат паузу до утверждения критериев. Неофициально в компаниях говорят, что пытались обсуждать с Минтрансом критерии. Но, как следует из документа, комиссия дополнительно рассмотрит только предложение "Аэрофлота". Компания хочет внести в критерии величину налоговых поступлений, число перевезенных пассажиров и развитость маршрутной сети, средний возраст парка и наличие жалоб пассажиров, а также "участие в инициировании дополнительных международных прав". В "Аэрофлоте" говорят, что не теряют надежды на то, что их предложения будут учтены. В компании подчеркивают, что при доле на рынке 26% в 2011 году заплатили 5,9 млрд руб. из общеотраслевых налогов 12,7 млрд руб. Заместитель гендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский считает, что Минтранс и "Аэрофлот" "вполне можно понять, особенно в свете состоявшейся в прошлом году передачи "Аэрофлоту" пяти авиакомпаний "Ростехнологий"". Но, добавляет эксперт, правительство должно быть последовательным в практике проведения либерализации воздушного сообщения, максимально приближаясь к принципу открытого неба.
Пока в рамках либерализации вторым перевозчиком в Рим, Милан и Париж назначено "Трансаэро", в Ниццу — "Россия". Следующие кандидаты на либерализацию — Швейцария, страны Скандинавии, Турция и Чехия. Здесь назначенным перевозчиком с российской стороны также является "Аэрофлот". По данным источников "Ъ", межправительственные переговоры с властями Чехии запланированы на сентябрь. Опрошенные "Ъ" компании, в частности "Сибирь", говорят, что направление им интересно. По данным Чешского статистического офиса, Прага не уступает Парижу по спросу со стороны российских пассажиров: ежемесячный поток туда из России составляет 50 тыс. человек. В прошлом году пассажиропоток в Чехию составил 550 тыс. человек, незначительно уступив Франции (695 тыс. человек).
Сейчас авиакомпании вынуждены использовать всевозможные схемы, чтобы перевозить пассажиров в Чехию, минуя согласование с "Аэрофлотом". В частности, многие туристы летают через Дрезден, откуда уже добираются до чешских курортов. Причем даже эта схема весной оказалась под угрозой (см. "Ъ" от 12 мая). Туроператоры говорят, что сейчас в Чехию летает много чартеров до Пардубице, что в 115 км от Праги. По словам главы чешского отдела туроператора "Русский экспресс" Елены Ермаковой, средняя стоимость билетов до Пардубице составляет около €200 с человека. Примерно такие же расценки и на вечерние регулярные рейсы у Czech Airlines. Если на направлении появятся новые назначенные перевозчики, считает госпожа Ермолаева, цены вряд ли сильно снизятся, просто произойдет перераспределение потока с чартеров в пользу регулярных рейсов.