Российским авиакомпаниям грозят огромные потери из-за коронавируса. Эксперты не сомневаются, что ограничение международного воздушного сообщения станет сокрушительным ударом для авиаперевозчиков. Все ли они смогут выстоять? И насколько тяжелыми могут оказаться убытки, которые им грозят? Об этом — Андрей Загорский.
Вероятность тяжелейших последствий для отрасли признает Росавиация. Глава этой организации Александр Нерадько недавно обрисовал ситуацию предельно четко и ясно. По его словам, снижение доходов авиакомпаний от закрытия многих международных маршрутов на фоне одновременного ослабления рубля создает риски банкротств.
Судите сами: только от закрытия рейсов в Китай потери авиаперевозчиков составили около 2 млрд рублей. Всего же аналитики уже успели это подсчитать, хотя и очень приблизительно, общие убытки авиакомпаний могут составить 360 млрд. Правда, эксперты исходили из сценария полного закрытия всех международных направлений вплоть до осени этого года. При этом сейчас в России действует ограничение на полеты, в частности, в европейские и азиатские страны. Расширение списка, как и полную приостановку международных перелетов, многие считают вполне возможным сценарием.
Если кризис затянется, части авиаперевозчиков не только в России, но и во многих других странах, действительно, придется уйти с рынка, подтвердил директор компании «Инфомост» Борис Рыбак:
Пока речь о полной приостановке перелетов не идет. К примеру, остаются некоторые регулярные рейсы в европейские столицы. Из-за границы россиян вывозят чартерами. Полная приостановка полетов за рубеж снимет с авиаперевозчиков расходы на покупку керосина, аэропортовые сборы, обслуживание пассажиров. Но и в этом случае потери авиакомпаний, скорее всего, превысят 200 млрд рублей.
Между тем, эксперты отмечают снижение цен на перелеты внутри России, правда, не по всем направлениям. Согласно данным аналитиков Biletix.ru, средняя цена на билеты по внутренним маршрутам за последний месяц сократилась на 12% — с 6,8 тыс до 6 тыс. рублей. Рассчитывать, что часть направлений международного воздушного сообщения останется открытой, не стоит. Единственное, что может спасти авиаотрасль — это господдержка, уверен председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:
«Воздушный транспорт — он априори относится к глобальному переносчику. И понятное дело, что все склонны именно к ограничению полетов. Поэтому надеяться, что сейчас какие-то направления еще останутся, это не дает уверенности. Законсервировать авиакомпании невозможно, и здесь остается только уповать на адекватные меры господдержки».
В начале недели глава правительства Михаил Мишустин заявил, что власти разрабатывают пакет мер для поддержки различных отраслей экономики. При этом туристическую и авиационную сферу он выделил особо, как самые уязвимые в нынешней ситуации. Уже известно, в частности, что авиаотрасли предоставят отсрочку по налоговым платежам.
В пятницу Федеральная антимонопольная служба призвала «Аэрофлот» устранить «нарушения в ценовой политике» и не пытаться «заработать на гражданах, оказавшихся в затруднительной ситуации». Авиакомпания назвала это требование странным. Перевозчик заявил, что не увеличивал цены на билеты, а сообщения на эту тему в социальных сетях — это «систематические информационные вбросы».
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ