В Иркутске, потерявшем за последний год более половины прямых чартерных рейсов, авиакомпании всё активнее занимают освободившуюся нишу.При этом авиаперевозчики заявляют, что в аэропортах их базирования можно организовать самые привлекательные условия для стыковочных рейсов. В ход идут и другие аргументы – от интересных экскурсионных программ для транзитных пассажиров, до промо-акций для туроператоров.
В начале мая о начале летней программы полётов из Иркутска в Сеул заявила Korean Air: с 18 мая по 3 октября авиакомпания намерена осуществлять регулярные рейсы на маршруте с частотой два раза в неделю. Как сообщили STI в иркутском представительстве авиакомпании, при отправлении с 18 мая по 27 июня будут действовать специальные тарифы по ряду популярных транзитных направлений через Сеул, таких как Токио, Бангкок Хошимин, Манила, Себу, Дананг, Сингапур, Куала-Лумпур, Гуам, Коломбо, Денпасар, Фиджи. Средние цены составляют порядка 40 тысяч рублей за перелёт в обе стороны.
В этом году Korean Air отмечает пятилетие работы на иркутском рынке. Традиционно авиакомпания выполняет регулярные рейсы в летний сезон и один месяц зимой, когда иркутяне на новогодние и рождественские праздники отправляются на отдых в тёплые края. Сегодня перевозчиком поставлен вопрос о расширении сезонных программ. Эту идею на встрече с иркутскими туроператорами и турагентствами озвучил генеральный консул Кореи в Иркутске Пак Чон Нам. Он заявил, что природно-климатические условия на Байкале осенью, зимой и весной намного лучше, чем думают об этом граждане Кореи, и вполне пригодны для отдыха, а программы иркутских туроператоров разнообразны и увлекательны. «Я считаю, что туристам из Кореи будет интересно на Байкале не только летом, но и зимой, весной, осенью», - заявил дипломат.
По мнению председателя Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ) Игоря Коваленко, в реализации этой идеи заинтересованы все стороны – и Korean Air, и туристская отрасль Республики Корея, и иркутские туроператоры. «Мы достигли договорённости о совместной работе генконсульства, корейского авиаперевозчика и СБАТ по расширению туристического сезона для корейских туристов и увеличению периода выполнения регулярных рейсов. Пока это планы, но, я надеюсь, они будут реализованы – в этом все стороны заинтересованы. Сейчас необходимо презентовать наши программы для корейских туристов, пригласить телевидение Республики Корея, задействовать другие ресурсы для продвижения зимнего, осеннего и весеннего Байкала», - отметил Игорь Коваленко.
Развитие сотрудничества в сфере туризма позволит формировать и встречный всесезонный турпоток, уверен председатель СБАТ. К слову, этот процесс уже запущен Korean Air, поскольку предложенные перевозчиком специальные тарифы направлены на то, чтобы активизировать турпоток из Иркутска в менее популярное у россиян время: конце весны – начале лета.
Чуть ранее о своих планах сформировать туристский хаб для иркутян объявил тандем авиакомпании «Ангара» - Mongolian Airlines (MIAT). Как сообщил STI директор по развитию и стратегическому планированию MIAT Тудев Мендсайхан, между двумя компаниями заключён меморандум о взаимопонимании и коммерческом сотрудничестве. Монгольская авиакомпания и иркутская «Ангара» намерены синхронизировать свои рейсы и создать удобные стыковочные программы. При этом доставкой пассажиров в аэропорт Улан-Батора будет заниматься «Ангара», а оттуда по направлениям Гонконг, Пекин и Сеул будут лететь монгольские самолёты. Из этих аэропортов, по словам Тудева Мендсайхана, удобный и недорогой разлёт будет организован компаниями-партнёрами MIAT. «В MIAT возлагают на «Ангару» большие надежды по формированию потока российских туристов в страны Юго-Восточной Азии через аэропорт Улан-Батора, – говорит Тудев Мендсайхан, - но мы бы хотели часть этого потока «перехватывать» на какое-то время. Для этого монгольские туроператоры разрабатывают предложения на кратковременные туры по Монголии, которые хорошо вписались бы в программу отдыха россиян». В MIAT утверждают, что полёт из Иркутска со стыковкой в Улан-Баторе по основным предлагаемым направлениям будет на $30-50 дешевле среднерыночных цен.
Между тем эксперты туррынка неоднозначно оценивают планы руководства аэропорта «Чингисхан»,стать туристским хабом. «Если смотреть на ситуацию с точки зрения потребителя, я бы через Монголию не полетел. Чем меньше стыковок – тем лучше», – говорит Андрей Логозовский, генеральный директор компании «Гранд Байкал». С коллегой соглашается Любовь Зубарева, директор туристической компании «Усолье»: «Один раз посмотреть экскурсионную программу по Улан-Батору будет интересно. Но второй раз мотивация к тому, чтобы лететь со стыковкой в аэропорту «Чингисхан», будет уже не столь очевидна».
В настоящее время главным пунктом разлёта в азиатские страны для иркутских туристов является Пекин. По этому направлению на круглогодичной регулярной основе работает S7 Airlines, которая в настоящее время выполняет три рейса в неделю. Кроме того, с июня по октябрь регулярные рейсы по тому же маршруту традиционно совершают и «Хайнаньские авиалинии». В этом году первый рейс китайского перевозчика запланирован на 13 июня.
Между тем, ряд опрошенных STI экспертов считают перспективным формирование туристского трафика через Монголию. «У нас до половины иностранных туристов из Европы и Америки летом едут на Байкал, а затем – в Монголию. Там проходит грандиозный национальный фестиваль, и он является частью азиатского турне. Так что авиарейс Иркутск – Улан-Батор может оказаться востребованным у этой категории туристов», – полагает Лидия Шерстобитова, начальник отдела по бронированию и продажам туроператорской компании «Русский мир».
Как отмечают эксперты, авиакомпании претендуют на долю рынка, ранее принадлежавшую международным туроператорам, которые из-за экономического кризиса в России и падения курса рубля были вынуждены сократить свои чартерные программы. Сейчас курс российской национальной валюты пришёл в равновесие, и рынок имеет тенденцию к некоторому росту. Поэтому перед перевозчиками сегодня стоит задача – мотивировать туркомпании пользоваться именно их услугами, полагаясь на надёжный и недорогой авиаперелёт. Пока никто не берётся прогнозировать, насколько удачной окажется данная стратегия, ведь чартерные программы всегда дешевле, чем регулярная перевозка, да и продавать готовый турпакет куда проще, чем создавать продукт самостоятельно.
Однако эксперты полагают, что на стороне регулярных рейсов могут сыграть изменения в отраслевом законодательстве, проект которых сейчас рассматривается в Госдуме РФ: оно может вытолкнуть малый бизнес из легального туроператорского сегмента в серые схемы, при которых пакет в любом случае будет дробиться на отдельные услуги. И в этом плане будет выгоднее работать не с чартерными программами, а приобретать отдельно авиабилеты, отдельно – оплачивать отели и прочие туруслуги.