Очередная инициатива Минтранса: согласно его проекту в 2012 году будет создан гарантийный фонд, куда авиакомпании в обязательном порядке должны отчислять часть выручки. Средства предназначены для поддержки пассажиров в случае «остановки полетов, приостановки, отзыва или ограничения сертификата эксплуатанта» какого-нибудь проблемного перевозчика. В такой ситуации деньги фонда пойдут на компенсации другим авиакомпаниям, развозящим его пассажиров, а также на возврат денег за билеты тем, кто отказался от полета. Перевозчикам, проигнорировавшим участие в фонде, предполагается запретить летать. В настоящее время потери при уходе авиакомпании с рынка возмещаются из госбюджета (правда, странно: «Атлант-Союз», в свое время «подстраховавший» пассажиров AirUnion, застрявших в аэропортах, до сих пор не получил от государства причитающиеся миллиарды). Олег Пантелеев, эксперт НИИ экономики авиационной промышленности, в интервью газете «Гудок» заметил, что попытки создать «кассы взаимопомощи» за рубежом блокировались крупными авиакомпаниями, чей уход с рынка практически невозможен. А платить за конкурентов абсурдно. Такого же мнения и гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак, который уверен еще и в том, что отчисления в фонд логично повлекут очередное повышение цен на авиабилеты. Генеральный директор «Авиачартера» Александр Морозов также не вдохновился задумкой Минтранса: «Во-первых, дополнительные отчисления неминуемо приведут к увеличению стоимости перевозки; во-вторых, никаких гарантий гарантийный фонд не обеспечит. Стоимость одного рейса может измеряться десятками, сотнями тысяч долларов, а глубина продаж – неделями. Так никаких фондов не хватит. И, в-третьих, почему должен быть единый фонд? Почему компания, не занимающаяся рисковой деятельностью, должна оплачивать проблемы «рисковых» перевозчиков?». Но у министерства свой взгляд на вещи, и не исключено, что его поддержат в Госдуме, используя, таким образом, возможность подсократить расходную часть бюджета.