Государство, судя по всему, готово помочь российским авиакомпаниям, которые понесли серьезные потери из-за нелетной погоды над Европой. Однако кому и сколько – пока неясно. Убытки мировой авиации от закрытия неба над Европой оцениваются примерно в $2 млрд. Европейские власти обсуждают вопрос помощи своим авиакомпаниям, которые серьезно пострадали из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокудль. Между тем, на финансовую помощь могут рассчитывать и российские авиаперевозчики. Как сообщил вице-премьер правительства России Сергей Иванов, правительство РФ готово рассмотреть вопрос о возможной компенсации убытков российских авиакомпаний из-за извержений исландского вулкана. О такой возможности заявил и глава Росавиации Александр Нерадько. Пока схема госпомощи еще не определена. По словам Иванова, когда станет известна точная сумма убытков, тогда правительство обсудит возможную компенсацию ущерба. Перевозчики начали считать свои потери с самого начала авиаколлапса. В ГТК "Россия" продолжают подсчитывать убытки и на данный момент были не готовы озвучить порядок цифр. "Из-за форс-мажора, связанного с вулканическим пеплом, из нашего расписания выпало 23 рейса", – уточнили в компании. В пресс-службе "Трансаэро" заявили, что на сегодня, по предварительным подсчетам, ущерб авиакомпании от закрытия европейского неба составил порядка 18-20 млн рублей. В эту сумму включены расходы на обслуживание пассажиров на земле (предоставление гостиниц, питания), на запуск альтернативных маршрутов – обходных, с дополнительными посадками (так "Трансаэро" летала в Канаду и Доминикану с посадкой для дозаправки в столице Марокко) - и расходы на возврат авиабилетов без санкций. Как констатируют российские власти, самые значительные убытки понес "Аэрофлот" – лидер среди российских авиакомпаний по регулярным рейсам в Европу. "Было бы справедливо, если бы государство компенсировало авиакомпаниям потери от обслуживания пассажиров на земле и введения новых маршрутов", – полагают в "Трансаэро". Однако в компании не уточнили, какую часть могут составить эти расходы в общей сумме ущерба. "Пока еще подсчитываем", - сказали в компании. В целом российские авиакомпании пострадали не столь существенно, как европейские, например, Lufthansa или British Airways, отмечает аналитик "Тройки Диалог" Кирилл Казанли. В частности, предварительно подсчитанная сумму ущерба "Трансаэро", по его мнению, некритична для компании. Однако госпомощь российским авиакомпаниям он назвал целесообразной, отметив, что, в первую очередь, речь идет об "Аэрофлоте". Казанли затруднился оценить ущерб "Аэрофлота", заметив лишь, что "речь может идти о миллионах долларах". По его мнению, в сложившейся ситуации перевозчик может рассчитывать на довольно существенную помощь от государства. Однако генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил, что из-за отмены рейсов в связи с извержением вулкана в Исландии компания получила убытки, исчисляемые миллионами долларов, но они не подорвали бизнеса авиакомпании. Более точную сумму он называть не стал, однако напомнил, что на фоне операционной прибыли за 2009 год в размере $100 млн эти убытки не окажут серьезного влияния на деятельность компании, сообщает РИА "Новости". Между тем, вулканологи предрекают еще более мощное извержение вулкана Катла, который разбудил соседний Эйяфьятлайокудль. Катла в 10 раз больше своего соседа и имеет значительно больший кратер. В интервью BBC профессор Лондонского университетского колледжа Билл Макгуайр сказал, что извержение может начаться уже в следующем году, но повлияет ли это на Европу, будет зависеть от направления ветра. Президент Исландии назвал последнее извержение вулкана Эйяфьятлайокудль лишь "небольшой генеральной репетицией".