Финансовые проблемы авиакомпании "Континет", из-за которых пострадали тысячи авиапассажиров, сделали чиновников Росавиации гораздо более мнительными.
Сегодня ведомство может принять решение о приостановке деятельности "Авиановы" — 11-й по величине авиакомпании страны. Перевозчик, хотя и не имеет существенных долгов перед аэропортами и ТЗК, испытывает финансовые сложности из-за конфликта акционеров. Сегодня в Росавиации будет решаться вопрос о продлении сертификата эксплуатанта "Авиановы". Глава агентства Александр Нерадько обсудит этот вопрос с директором авиакомпании Владимиром Горбуновым, сообщили "Ъ" в Росавиации. В ведомстве пояснили, что 29 августа истекает действие продленного "с ограничениями" сертификата "Авиановы". Основной сертификат действовал до 29 июля и должен был быть продлен до 2013 года, но Росавиация выдала разрешение "Авианове" лишь на месяц. Причины такого решения в ведомстве не раскрывают.
Генеральный директор "Авиановы" Владимир Горбунов связывает решение Росавиации с проблемами авиакомпании "Континент", неожиданно прекратившей свою работу из-за долгов перед аэропортами и ТЗК (см. "Ъ" от 1 августа). По словам господина Горбунова, после этого случая Росавиация стала более тщательно проверять все документы, и специалисты "просто не успели вовремя сделать заключение по "Авианове"".
Между тем, по сообщению агентства "Интерфакс" со ссылкой на источники в авиационной сфере, долги авиакомпании перед аэропортами составляют 1,5 млрд руб. Но глава "Авиановы" называет эту информацию бредом и утверждает, что у компании нет просроченных задолженностей перед аэропортами и ТЗК. В Шереметьево (базовый аэропорт "Авиановы") "Ъ" сообщили, что задолженность минимальна (по данным источника "Ъ" в Шереметьево — менее 10 млн руб.). В "Новапорте" также заявили, что долгов у авиакомпании нет, но отметили, что частота рейсов в Астрахань в высокий сезон была почему-то сокращена в два раза. В "Базэл-Аэро" (управляет аэропортами Сочи, Анапы, Геленджика) заявили, что долг у "Авиановы" "операционный", с просрочкой в "рамках договоренностей" — один-два дня.
Но источники в отрасли уверяют, что финансовые трудности у авиакомпании все-таки есть, но связаны они не с поставщиками аэропортовых услуг, а с ее акционерами. "Компания выбилась из бизнес-плана, приносит акционерам убытки. Они, естественно, этим недовольны",— говорит один из собеседников "Ъ". По его данным, операционный убыток авиакомпании в 2010 году составил 1,8 млрд руб. Кроме того, акционеры "Авиановы" конфликтуют по кадровым вопросам — А1 (входит в "Альфа-групп", контролирует 51% перевозчика) без согласия американской Indigo Partners (49% авиакомпании) сменила топ-менеджмент авиакомпании (см. "Ъ" от 29 июня). В итоге, как утверждают собеседники "Ъ", инвестиции в "Авианову" акционерами временно приостановлены и когда возобновятся, непонятно — совет директоров авиакомпании, который должен был пройти в Лондоне 18 июля, перенесен на неопределенный срок. В А1 информацию о приостановлении финансирования компании не комментируют.
Глава аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что при всех успехах "Авиановы" ее темпы роста сдерживаются недостаточным финансированием со стороны акционеров, а также количеством самолетов в ее парке. Чтобы продолжить активную работу на рынке, компании нужен более активный акционер, считает эксперт. Но глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак видит причины происходящего с "Авиановой" в том, что российские авиационные власти всегда с большой подозрительностью относились к low cost-модели. "Возможно, аэрофлотовское прошлое заставляет чиновников на генетическом уровне негативно относиться к таким компаниям. Кроме того, ситуация с "Авиановой" хорошо вписывается в курс по сокращению количества компаний на российском рынке",— говорит господин Рыбак.