Как и предполагал "Ъ", у авиакомпании "Авианова" возникли проблемы не только с авиавластями, но и с лизингодателями.
Американская ILFC из-за долга в размере $3 млн потребовала остановки и возврата двух самолетов Airbus A320 "Авиановы". Перевозчик требования просто проигнорировал. ILFC может добиться их выполнения через суд, но пока продолжает переговоры. В самой же "Авианове" надеются не только уладить проблему, но и снизить лизинговые платежи на 25%. Как рассказали источники "Ъ" на авиарынке, американская лизинговая компания ILFC требует от "Авиановы" возврата предоставленных ей двух самолетов A320 (серийные номера 661 и 543, всего в парке компании шесть самолетов). Еще 26 июля ILFC направила авиакомпании письмо, в котором настаивала на выплате до 3 августа долга по лизинговым платежам в размере $2,96 млн (по данным ILFC, "Авианова" перестала платить в декабре 2010 года). В противном случае, говорится в письме, с которым удалось ознакомиться "Ъ", "Авианова" должна прекратить использование самолетов. Однако лизинговая компании не получила ни денег, ни даже ответа от "Авиановы", а перевозчик продолжил летать на формально остановленных самолетах. В результате сначала 3 августа, а затем 12 августа ILFC направила "Авианове" новые письма, требуя уже возврата А320 в Дублин. Но и на этот раз лизинговая компания была проигнорирована.
Российские авиавласти, которые также предъявляли претензии к финансовому состоянию "Авиановы", проводили в компании детальную проверку и продлили в понедельник ее сертификат эксплуатанта только на год вместо обычных двух, о проблемах с ILFC ничего не знают. Гендиректор "Авиановы" Владимир Горбунов подтвердил "Ъ" подлинность писем, но заверил, что компания ведет переговоры с лизингодателем и в ближайшее время состоится встреча ее руководства с вице-президентом ILFC Дэвидом Бекером.
Другой источник в "Авианове" пояснил, что руководство компании сочло слишком высокой лизинговую ставку, о которой договаривался бывший CEO авиакомпании Эндрю Пайн (он был уволен по инициативе главного акционера "Авиановы" группы А1 в июне). Ставка составляет по каждому самолету порядка $220 тыс. в месяц. Самолеты были взяты на высоком рынке, для нового проекта и с учетом повышенных рисков, поясняет собеседник "Ъ", добавляя, что машины старые — 1997 года выпуска. "Есть смысл пересмотреть ставки по ним, мы рассчитываем на скидку в 25%. На таких условиях самолеты будут стоить адекватно рынку",— говорит собеседник "Ъ". В "Авианове" утверждают, что при этом уже переводят ILFC "текущие платежи" и долг сокращается. В самой лизинговой компании комментировать ситуацию отказались.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает, что "Авианова" "с большой вероятностью" не только сохранит Airbus A320, но и получит скидку. "Ставка в размере $220 тыс. в месяц действительно слишком высока",— полагает эксперт. Найти покупателя на эти самолеты по той же ставке, добавляет он, будет проблематично, гораздо выгоднее договориться с "Авиановой". Дмитрий Лобачев адвокат "Юков Хренов и партнеры" тоже считает, что конфликт будет урегулирован мирным путем. В противном случае, поясняет юрист, ситуация может вылиться в долгое судебное разбирательство, арест и остановку самолетов, что приведет к потерям и для "Авиановы", и для ILFC.